Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Телефон доверия как одна из стратегий общественного здравоохранения в области превенции самоубийств: проблемы и пути решения

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-1-27-33

Полный текст:

Аннотация

Введение. Телефон доверия (ТД) как стратегия профилактики суицидального поведения существует в России уже около 40 лет и является важным ресурсом для эмоциональной поддержки людей, переживающих кризисную ситуацию. Однако на сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые требуют решения и оптимизации службы. 

Цель исследования — на примере кабинета ТД, функционирующего в структуре Красноярского краевого психоневрологического диспансера № 1, выявить типичные проблемы в оказании экстренной психологической помощи лицам с суицидальным поведением и обозначить возможные пути их решения. 

Материал и методы. Проведен анализ телефонных звонков за 9 лет (2011–2019 гг.). Оценивали общее количество звонков, количество кризисных и суицидальных звонков, структуру звонков по тематике и кратности обращений. Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием пакета прикладных программ «Statistics v.22» («IBM SPSS»). 

Результаты. За 2011–2019 гг. общее количество звонков составило 21 496, из них 1327 кризисных, 574 суицидальных. В общей структуре обращений доля кризисных звонков составляет 3,8–9,0%; суицидальных — 1,8–3,6%. Основная часть приходилась на звонки психологического содержания (36,5%), информационные (27,4%) и звонки, связанные с вопросами психического или соматического здоровья (27,1%). 

Заключение. Низкая доля кризисных и суицидальных звонков свидетельствует о недостаточном охвате населения целевой помощью. Для оптимизации работы ТД предлагается расширить возможности кризисной службы в виде телефонного сопровождения лиц, выписанных из кризисного отделения после совершения суицидальной попытки, с целью предупреждения у них рецидива. Стратегия управления рисками с привлечением ресурсов кризисных линий позволит повысить эффективность профилактических мероприятий в области превенции самоубийств.

Об авторе

Надежда Борисовна Семёнова
НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»
Россия

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», 660036, Красноярск.

e-mail: snb237@gmail.com



Список литературы

1. Аминов И. Самоубийства в России: 15 фактов. Демоскоп Weekly. 2018; 783-4. Доступно: https://www.demoscope.ru/weekly/2018/0783/suicide.php

2. Аминов И. Самоубийства и их профилактика в России. 2018 год: основные факты. Демоскоп Weekly. 2019; 823-4. Доступно: https://www.demoscope.ru/weekly/2019/0823/suicide.php

3. Говорин Н.В., Сахаров А.В., Ступина О.П., Тарасова О.А. Эпидемиология самоубийств в Забайкальском крае, организация кризисной помощи населению. Суицидология. 2013; 4(1): 48-54.

4. Положий Б.С., Куулар Л.Ы., Дуктен-оол С.М. Особенности суицидальной ситуации в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере Республики Тыва). Суицидология. 2014; 5(1): 11-8.

5. Любов Е.Б., Морев М.В., Фалалеева О.И. Cоциально-экономическое бремя суицидальной смертности в России как научно-доказательное обоснование развития программ превенции суицидов. Суицидология. 2011; (2): 41-3.

6. Любов Е.Б. Клинико-социальное бремя близких жертвы суицида: если бы… Суицидология. 2017; 8(4): 56-76.

7. Предотвращение самоубийств: глобальный императив. Женева: ВОЗ; 2014.

8. Любов Е.Б., Цупрун В.Е. Век, время и место профессора Амбрумовой в отечественной суицидологии. Медицинская психология в России. 2013; (2).

9. Vattø I.E., Lien L., DeMarinis V., Kjørven Haug S.H., Danbolt L.J. Caught between expectations and the practice field. Crisis. 2019; 40(5): 340-6. https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000573

10. Любов Е.Б., Цупрун В.Е., Кабизулов В.С., Чубина С.А. Территориальные суицидологические службы России: проблемы и решения. Медицинская психология в России. 2014; (5)

11. Ohtaki Y., Oi Y., Doki S., Kaneko H., Usami K., Sasahara S., et al. Characteristics of telephone crisis hotline callers with suicidal ideation in Japan. Suicide Life Threat. Behav. 2017; 47(1): 54-66. https://doi.org/10.1111/sltb.12264

12. Chan C.H., Wong H.K., Yip P.S. Exploring the use of telephone helpline pertaining to older adult suicide prevention: a Hong Kong experience. J. Affect Disord. 2018; 236: 75-9. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.04.093

13. Shaw F.F., Chiang W.H. An evaluation of suicide prevention hotline results in Taiwan: caller profiles and the effect on emotional distress and suicide risk. J. Affect Disord. 2019; 244: 16-20. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.09.050

14. Ворсина О.П. Опыт работы детской линии телефона доверия в городе Иркутске. Социальная и клиническая психиатрия. 2012; 22(4): 80-2

15. Gould M.S., Kalafat J., Harrismunfakh J.L., Kleinman M. An evaluation of crisis hotline outcomes. Part 2: Suicidal callers. Suicide Life Threat. Behav. 2007; 37(3): 338-52. https://doi.org/10.1521/suli.2007.37.3.338

16. Tyson P., Law C., Reed S., Johnsey E., Aruna O., Hall S. Preventing suicide and self-harm. Crisis. 2016; 37(5): 353-60. https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000390

17. Hoffberg A.S., Stearns-Yoder K.A., Brenner L.A. The effectiveness of crisis line services: a systematic review. Front. Public. Health. 2020; 7: 399. https://doi.org/10.3389/fpubh.2019.00399

18. Iqbal Y., Jahan R., Matin M.R. Descriptive characteristics of callers to an emotional support and suicide prevention helpline in Bangladesh (first five years). Asian J. Psychiatr. 2019; 45: 63-5. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2019.09.005

19. Телефоны доверия России. Доступно в: https://www.ratepp.ru/load/

20. Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты). Методические рекомендации. М.; 2020.

21. Pil L., Pauwels K., Muijzers E., Portzky G., Annemans L. Cost-effectiveness of a helpline for suicide prevention. J. Telemed. Telecare. 2013; 19(5): 273-81. https://doi.org/10.1177/1357633x13495487

22. Labouliere C.D., Stanley B., Lake A.M., Gould M.S. Safety planning on crisis lines: feasibility, acceptability, and perceived helpfulness of a brief intervention to mitigate future suicide risk. Suicide Life Threat. Behav. 2020; 50(1): 29-41. https://doi.org/10.1111/sltb.12554

23. Catanach B., Betz M.E., Tvrdy C., Skelding C., Brummett S., Allen M.H. Implementing an emergency department telephone follow-up program for suicidal patients: successes and challenges. Jt.Comm. J. Qual. Patient. Saf. 2019; 45(11): 725-32. https://doi.org/10.1016/j.jcjq.2019.07.009

24. Duhem S., Berrouiguet S., Debien C., Ducrocq F., Demarty A.L., Messiah A., et al.Combining brief contact interventions (BCI) into a decision-making algorithm to reduce suicide reattempt: the VigilanS study protocol. BMJ Open. 2018; 8(10): e022762. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-022762

25. Ghanbari B., Malakouti S.K., Nojomi M., Alavi K., Khaleghparast S. Suicide prevention and follow-up services: a narrative review. Glob. J. Health Sci. 2015; 8(5): 145-53. https://doi.org/10.5539/gjhs.v8n5p145

26. Busby D.R., King C.A., Brent D., Grupp-Phelan J., Gould M., Page K., et al. Adolescents’ engagement with crisis hotline risk-management services: a report from the emergency department screen for teen suicide risk (ED-STARS) study. Suicide Life Threat. Behav. 2020; 50(1): 72-82. https://doi.org/10.1111/sltb.12558

27. Zero Suicide. Available at: www.zerosuicide.com

28. Karver M.S., Tarquini S.J., Caporino N.E. The judgment of future suicide-related behavior: helpline counselors’ accuracy and agreement. Crisis. 2010; 31(5): 272-80. https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000029


Рецензия

Для цитирования:


Семёнова Н.Б. Телефон доверия как одна из стратегий общественного здравоохранения в области превенции самоубийств: проблемы и пути решения. Здравоохранение Российской Федерации. 2022;66(1):27-33. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-1-27-33

For citation:


Semenova N.B. Crisis line strategy of public health for suicide prevention: problems and solutions. Health care of the Russian Federation. 2022;66(1):27-33. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-1-27-33

Просмотров: 81


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)