

Особенности обучения во время пандемии COVID-19: опрос студентов-медиков
https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-439-444
EDN: osycnq
Аннотация
Введение. После пандемии COVID-19 перед университетским сообществом встал ряд вопросов организации и проведения обучения, актуальным является повышение качества образования и улучшение обучения студентов-медиков. Переход в дистанционную форму обучения на различных платформах со всевозможной медиаподдержкой, с одной стороны, позволил не прерывать образовательный процесс в сложный период социальных ограничений, а с другой стороны — создал нагрузку и подверг стрессу студентов и преподавателей учебных заведений.
Цель исследования — оценить изменения в учебном процессе студентов-медиков в условиях пандемии COVID-19, включая внедрение дистанционных образовательных технологий и использование интернет-платформ, а также выявить необходимость в мерах социальной поддержки для снижения уровня академического выгорания и улучшения психологической устойчивости студентов.
Материалы и методы. В клинике урологии Российского университета медицины проведено сравнительное обсервационное исследование, в котором использовался анонимный интернет-опрос. Опрошены 248 студентов-медиков 4-го курса с 2020 по 2021 г. и 501 респондент с 2021 по 2022 г.
Результаты. Проведено сравнение двух групп студентов, распределённых по временному критерию. Самой частой областью применения социальных сетей в образовательном процессе являлась консультация с преподавателями и поиск информации для учебной деятельности. В отношении дистанционной формы обучения были получены положительные ответы у 170 (68,55%) респондентов в 1-й группе и 342 (68,26%) во 2-й, а отрицательные ответы — у 68 (27,42%) и 127 (25,35%) респондентов соответственно.
Ограничение исследования. Узкий фокус на выборку студентов-медиков, не отражающий разнообразие мнений и опыта в более широкой популяции, а также проведение исследования в период пандемии COVID-19.
Выводы. Учитывая изменения в образовательной деятельности на фоне пандемии COVID-19, а также отсутствие регламентированных норм, правил и поддержки студентов и преподавателей в данный период, необходимо всестороннее освещение и развитие дистанционных методов обучения.
Соблюдение этических стандартов. Исследование выполнено в соответствии положениями Хельсинкской декларации (пересмотренной в Форталезе, Бразилия, в октябре 2013 г.).
Участие авторов:
Сухих С.О. — сбор и обработка материала, написание текста, редактирование;
Казаков Н.С. — статистическая обработка данных, составление списка литературы;
Строганов Р.Ю., Дьяков В.В. — редактирование;
Куприянов Ю.А., Васильев А.О. — сбор материала, написание текста, редактирование;
Бормотин А.В., Берников А.Н., Малхасян В.А., Гвасалия Б.Р., Говоров А.В., Колонтарев К.Б., Гвоздев М.Ю., Зайцев А.В., Ходырева Л.А., Касян Г.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Пушкарь Д.Ю. — концепция и дизайн исследования.
Все авторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 29.05.2024 / Принята к печати 03.10.2024 / Опубликована 06.11.2024
Об авторах
Сергей Олегович СухихРоссия
Канд. мед. наук, врач-уролог ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: docsukhikh@gmail.ru
Никита Сергеевич Казаков
Россия
Аспирант каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: drnikitakazakov@gmail.com
Роман Васильевич Строганов
Россия
Канд. мед. наук, врач-уролог ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: r.v.stroganov@gmail.ru
Юрий Александрович Куприянов
Россия
Канд. мед. наук, врач-уролог ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: dr.kupriynov@mail.ru
Александр Олегович Васильев
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; врач-онкоуролог онкоурологического отделения № 80, ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: alexvasilyev@me.com
Алексей Владимирович Бормотин
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: avbormotin@icloud.com
Александр Николаевич Берников
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: bernikov@mac.com
Виген Андреевич Малхасян
Россия
Доктор мед. наук, профессор каф. урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; зав. онкоурологическим отделением № 66, ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: vigenmalkhasyan@gmail.com
Бадри Роинович Гвасалия
Россия
Доктор мед. наук, профессор, врач-уролог ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: bgvasalia@gmail.com
Александр Викторович Говоров
Россия
Доктор мед. наук, профессор кафедры урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; зав. онкоурологическим отделением № 80, ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: dr.govorov@gmail.com
Константин Борисович Колонтарев
Россия
Доктор мед. наук, профессор, каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: kb80@yandex.ru
Михаил Юрьевич Гвоздев
Россия
Доктор мед. наук, профессор каф. урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; врач-уролог урологического отделения № 66, ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: m.gvozdev@mail.ru
Андрей Владимирович Зайцев
Россия
Доктор мед. наук, профессор каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: zaitcevandrew@mail.ru
Любовь Алексеевна Ходырева
Россия
Доктор мед. наук, зав. ОМО по урологии, ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, 115088, Москва, Россия
e-mail: khodyreva60@mail.ru
Владимир Валентинович Дьяков
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: diakovvv@yandex.ru
Геворг Рудикович Касян
Россия
Доктор мед. наук, профессор каф. урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: g.kasyan@outlook.com
Дмитрий Юрьевич Пушкарь
Россия
Академик РАН, доктор мед. наук, профессор, заведующий каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; руководитель Московского урологического центра ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: pushkardm@mail.ru
Список литературы
1. Kötter T., Wagner J., Brüheim L., Voltmer E. Perceived medical school streets of undergraduate medical students predicts academic performance: an observational study. BMC Med. Educ. 2017; 17(1): 256. https://doi.org/10.1186/s12909-017-1091-0
2. Munro C., Burke J., Allum W., Mortensen N. Covid-19 leaves surgical training in crisis. BMJ. 2021; 372: n659. https://doi.org/10.1136/bmj.n659
3. Ponce Beti M.S., Pereyra Ferrero R., Bono G.M., Panichelli L., Liaño J.E., Palacios Huatuco R.M. Surgical education in the COVID-19 era: what did the general surgery residents’ report in Argentina leave us? Part 2. Ann Med Surg. 2021; 68; 102684. https://doi.org/10.1016/j.amsu.2021.102684
4. Foreca J., Pawłowicz-Szlarska E., Burczyńska A., Cegielska N., Harendarz К., Nowicki M. Polish medical students facing the pandemic—Assessment of resilience, well-being, and burnout in the COVID-19 era. PLoS ONE. 2022; 17(1): e0261652. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0261652
5. Liu Y., Cao Zh. The impact of social support and stress on academic burnout among medical students in online learning: The mediating role of resilience. Front Public Health. 2022; 10: 938132. https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.938132.
6. Santen S.A., Holt D.B., Kemp J.D., Hemphill R.R. Burnout in medical students: examining the prevalence and associated factors. South Med J. 2010; 103: 758–63. https://doi.org/10.1097/SMJ.0b013e3181e6d6d4
7. Mugford H., O’Connor C., Danielson K., Popoli D. Medical students’ perceptions and retention of skills from active resilience training. Fam Med. 2022; 54: 213–5. https://doi.org/10.22454/FamMed.2022.462706
8. Ayala E., Wiseman J., Johnsen R., Mason H. U.S. medical students who engage in self care report less stress and higher quality of life. BMC Med Educ. 2018; 18: 189. https://doi.org/10.1186/s12909-018-1296-x
9. Heinen I., Bullinger M., Kocalevent R. Perceived stress in first year medical students associations with personal resources and emotional distress. BMC Med Educ. 2017; 17: 4. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0841-8
10. Luck J., Gosling N., Sour S. Undergraduate surgical education during COVID-19: could augmented reality provide a solution? Br J Surg. 2021; 108(3): e129–e130. https://doi.org/10.1093/bjs/znaa159
11. Centre for Innovation – Leiden University. 2016. Lecture 2-6: Kidney Transplant Surgery. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=fELn4Fe9Ccc (Accessed: 30.04.2024).
12. Size P., Artemiadis A., Bargiotas P., Nteveros A., Hadjigeorgiou G.M. Medical studies during the COVID-19 pandemic: the impact of digital learning on medical students’ burnout and mental health. Int J Environ Res Public Health. 2021; 18(1): 349. https://doi.org/10.3390/ijerph18010349
13. Pei L., Wu H. Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis. Med Educ Online. 2019; 24(1): 1666538. https://doi.org/10.1080/10872981.2019.1666538
14. Loeb S., Bayne C.E., Frey C. et al. Updated survey of social media use by members of the American Urological Association. Urology Practice. 2015; 2(3): 138–43. https://doi.org/10.1016/j.urpr.2014.09.009
Рецензия
Для цитирования:
Сухих С.О., Казаков Н.С., Строганов Р.В., Куприянов Ю.А., Васильев А.О., Бормотин А.В., Берников А.Н., Малхасян В.А., Гвасалия Б.Р., Говоров А.В., Колонтарев К.Б., Гвоздев М.Ю., Зайцев А.В., Ходырева Л.А., Дьяков В.В., Касян Г.Р., Пушкарь Д.Ю. Особенности обучения во время пандемии COVID-19: опрос студентов-медиков. Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(5):439-444. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-439-444. EDN: osycnq
For citation:
Sukhikh S.O., Kazakov N.S., Stroganov R.V., Kupriyanov Yu.A., Vasiliev A.O., Bormotin A.V., Bernikov A.N., Malkhasyan V.A., Gvasalia B.R., Govorov A.V., Kolontarev K.B., Gvozdev M.Yu., Zaytsev A.V., Khodyreva L.A., Dyakov V.V., Kasyan G.R., Pushkar D.Yu. Characteristics of medical student education during the COVID-19 pandemic. Health care of the Russian Federation. 2024;68(5):439-444. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-439-444. EDN: osycnq