Оценка влияния мобильных устройств связи на когнитивные функции учащихся
https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-3-227-231
Аннотация
Введение. Повсеместное использование детьми мобильных телефонов/смартфонов и других мультимедийных устройств заставляет научное сообщество изучать влияние этих аппаратов на здоровье. В настоящее время имеются научные исследования, как подтверждающие факт вредного влияния мобильных устройств связи на когнитивные функции детей, так и, наоборот, его опровергающие.
Материал и методы. В экспериментальной части исследования группу наблюдения составили школьники, не использующие сотовые телефоны во время нахождения в общеобразовательной организации (n = 100), контрольную — дети, не имеющие ограничений на использование мобильных телефонов (n = 101). Исследование проводили с помощью оценки динамики работоспособности, устойчивости внимания в течение дня (проба Шульте), а также анкетирования (n = 392).
Результаты. Удельный вес учащихся с высокой и хорошей эффективностью самостоятельной работы в конце учебного дня был достоверно выше среди учащихся школы с полным ограничением использования мобильных устройств связи. В ходе опроса было установлено, что учащиеся школы с отсутствием ограничений являются более активными пользователями гаджетов и чаще отмечают у себя признаки зависимости от телефонов, а также проблемы с засыпанием. Однако различия не являются достоверными (р > 0,05).
Ограничения исследования. Изучение влияния мобильных телефонов на когнитивные функции школьников 11–16 лет проводилось на репрезентативной выборке 201 человек, которая была разделена на группы наблюдения и контроля.
Выводы. Результаты исследования подтверждают факт отрицательного влияния отвлекающего фактора (мобильные телефоны) на показатели умственной работоспособности.
Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено на заседании этического комитета при ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (протокол № 6 от 15.11.2019). В исследовании принимали участие дети, от родителей которых получено письменное информированное согласие.
Участие авторов:
Новикова И.И. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста, статистическая обработка данных;
Зубцовская Н.А. — сбор и обработка материала, написание текста, составление списка литературы, статистическая обработка данных, редактирование;
Лобкис М.А. — сбор и обработка материала, составление списка литературы;
Кондращенко А.И. — сбор и обработка материала.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имеет спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 17.05.2021
Принята в печать 24.08.2021
Опубликована 28.06.2022
Об авторах
И. И. НовиковаРоссия
Нина Александровна Зубцовская
Россия
Науч. сотр. организационно-методического отдела ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, 630108, Новосибирск.
e-mail: zubtsovskaya_na@niig.su
М. А. Лобкис
Россия
А. И. Кондращенко
Россия
Список литературы
1. Вятлева О.А., Курганский А.М. Особенности использования мобильной связи (интенсивность излучения, временные режимы) и влияние на показатели здоровья у современных младших школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (8): 51-4. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-305-8-51-54
2. Вятлева О.А. Влияние использования смартфонов на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной нервной системы у детей и подростков (обзор литературы). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (1): 4-11.
3. Хорсева Н.И., Григорьев Ю.Г., Горбунова Н.В. Психофизиологические показатели детей - пользователей мобильной связью. Сообщение 1. Радиационная биология. Радиоэкология. 2011; 51(5): 611-6.
4. Riddervold I.S., Pedersen G.F., Andersen N.T., Pedersen A.D., Andersen J.B., Zachariae R., et al. Cognitive function and symptoms in adults and adolescents in relation to rf radiation from UMTS base stations. Bioelectromagnetics. 2008; 29(4): 257-67. https://doi.org/10.1002/bem.20388
5. Norries C., Hossain A., Soloway E. Using smartphones as essential tools for learning: A call to place schools on the right side of the 21st century. Educ. Technol. 2011; 51(3): 18-25.
6. Sharma A., Sharma S., Shrivastava S., Singhal P.K., Shukla S. Mobile phone induced cognitive and neurochemical consequences. J. Chem. Neuroanat. 2019; 102: 101684. https://doi.org/10.1016/j.jchemneu.2019.101684
7. Ntzouni M.P., Stamatakis A., Stylianopoulou F., Margaritis L.H. Short-term memory in mice is affected by mobile phone radiation. Pathophysiology. 2011; 18(3): 193-9. https://doi.org/10.1016/j.pathophys.2010.11.001
8. Preece A.W., Goodfellow S., Wright M.G., Butler S.R., Dunn E.J., Johnson Y., et al. Effect of 902 MHz mobile phone transmission on cognitive function in children. Bioelectromagnetics. 2005; 26(S7): S138-43. https://doi.org/10.1002/bem.20128
9. Григорьев Ю.Г., Самойлов А.С., Бушманов А.Ю., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия. Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017; 62(2): 39-46
10. Moisala M., Salmela V., Hietajärvi L., Salo E., Carlson S., Salonen O., et al. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults. Neuroimage. 2016; 134: 113-21. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.04.011
11. Wilmer H.H., Sherman L.E., Chein J.M. Smartphones and cognition: a review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning. Front. Psychol. 2017; 8: 605. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00605
12. Tamana S.K., Ezeugwu V., Chikuma J., Lefebvre D.L., Azad M.B., Moraes TJ., et al. Screentime is associated with inattention problems in preschoolers: Results from the CHILD birth cohort study. PLoS One. 2019; 14(4): e0213995. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0213995
13. Ophir E., Nass C., Wagner A.D. Cognitive control in media multitaskers. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2009; 106(37): 15583-7. https://doi.org/10.1073/pnas.0903620106
14. Thornton B., Faires A., Robbins M., Rollins E. The mere presence of a cell phone may be distracting implications for attention and task performance. Soc. Psychol. 2014; 45: 479-88. https://doi.org/10.1027/1864-9335/a000216
15. Cain M.S., Leonard J.A., Gabrieli J.D.E., Finn A.S. Media multitasking in adolescence. Psychon. Bull. Rev. 2016; 23(6): 1932-41. https://doi.org/10.3758/s13423-016-1036-3
16. Uncapher M.R.K., Thieu M., Wagner A.D. Media multitasking and memory: differences in working memory and long-term memory. Psychon. Bull. Rev. 2015; 23(2): 483-90. https://doi.org/10.3758/s13423-015-0907-3
17. Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Минюрова С.А. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов. Педагогическое образование в России. 2019; (7): 133-40. https://doi.org/10.26170/po19-07-18
18. Abramson M.J., Benke G.P., Dimitriadis C., Inyang I.O., Sim M.R., Wolfe R.S., et al. Mobile telephone use is associated with changes in cognitive function in young adolescents. Bioelectromagnetics. 2009; 30(8): 678-86. https://doi.org/10.1002/bem.20534
19. Hong W., Liu R.D., Ding Y., Sheng X., Zhen R. Mobile phone addiction and cognitive failures in daily life: The mediating roles of sleep duration and quality and the moderating role of trait self-regulation. Addict. Behav. 2020; 107: 106383. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2020.106383
20. Методика «Таблицы Шульте». В кн.: Альманах психологических тестов. М.; 1995.
21. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Вишнева Е.А., Сергеева Н.Е., Гогберашвили Т.Ю., Улькина Н.А. и др. Цифровые устройства и когнитивные функции у детей. Вопросы современной педиатрии. 2021; 20(6): 506-20. https://doi.org/10.15690/vsp.v20i6.2357
22. Бевз С.О., Горягин Р.А. О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы. Проблемы современного педагогического образования. 2019; (63-1): 439-41.
23. Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. Гаджеты и их использование учащимися во внешкольной деятельности. Новые исследования. 2019; (1): 15-24.
Рецензия
Для цитирования:
Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Лобкис М.А., Кондращенко А.И. Оценка влияния мобильных устройств связи на когнитивные функции учащихся. Здравоохранение Российской Федерации. 2022;66(3):227-231. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-3-227-231
For citation:
Novikova I.I., Zubtsovskaya N.A., Lobkis M.A., Kondrashchenko A.I. Evaluation of the impact of mobile communication devices on cognitive functions in students. Health care of the Russian Federation. 2022;66(3):227-231. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-3-227-231