Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333

Полный текст:

Аннотация

Введение. На фоне социально-экономических преобразований и цифровизации образования изменяются показатели здоровья обучающихся, что требует углублённых исследований. 

Цель – на основании лонгитудинального наблюдения за здоровьем школьников выявить закономерности его формирования для научного обоснования совершенствования медицинского обеспечения учащихся. 

Материал и методы. С 1-го до 11-го класса (в 2005–2015 гг.) ежегодно обследовались одни и те же учащиеся 4 московских школ (199 мальчиков и 227 девочек) с проведением антропометрии, электрокардиографии, функциональных проб, анкетирования для выявления жалоб и анамнеза; всего проведено 25 298 осмотров врачами-специалистами. Помимо анализа заболеваемости осуществлялся качественный анализ течения патологических процессов у учащихся с определением положительной и отрицательной динамики. 

Результаты. За 11 лет распространённость функциональных отклонений увеличилась на 14,7%, хронических заболеваний – на 52,8%; возросла частота встречаемости нарушений зрения, болезней костно-мышечной системы, органов пищеварения, невротических реакций; появились новые формы рискового поведения и информационной зависимости. Установлено неблагоприятное течение патологических процессов у школьников в 9–11-х классах. По сравнению с показателями заболеваемости 1990 г., полученными аналогичными методами, произошёл рост распространённости функциональных отклонений среди подростков в 2–3 раза, хронических болезней – на 20–70%. При сопоставлении физического развития со сверстниками второй половины XX в. у наблюдаемых школьников констатировано увеличение средних значений длины и массы тела при снижении функциональных показателей. При дистанционном обучении при первой волне COVID-19 весной 2020 г. увеличилась распространённость компьютерного зрительного, карпально-туннельного синдромов, невротических реакций.

Обсуждение. Выявлены основные закономерности формирования здоровья в школьном онтогенезе, совпадающие со сменой поколений и переходом к цифровизации образования. 

Заключение. Результаты исследования позволяют прогнозировать рост распространённости нервно-психического неблагополучия, миопии, сколиоза, компьютерного зрительного и карпально-туннельного синдромов. Для сохранения здоровья учащихся предложена современная модель медицинского обеспечения в школах. 

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Доктор мед. наук, профессор, член-корр. РАН, науч. руководитель Института комплексных проблем гигиены ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Московская область; зав. каф. гигиены детей и подростков ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, 119048, Москва.

e-mail: vrkuchma@mail.ru



И. К. Рапопорт
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Л. М. Сухарева
Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья»
Россия


Н. А. Скоблина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


А. С. Седова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


В. В. Чубаровский
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия


С. Б. Соколова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье учащихся поколения Z. Анализ риска здоровью. 2019; (4): 158-64. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.4.17

2. Урсова Н.И., Гуров А.Н. Анализ заболеваемости, госпитализации, летальности и смертности детского населения Московской области в 2014 году и совершенствование системы оказания медицинской помощи. Альманах клинической медицины. 2015; (42): 6-11. https://doi.org/10.18786/2072-0505-2015-42-6-11

3. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка риска для здоровья подростков в зависимости от факторов окружающей среды и образа жизни. Казанский медицинский журнал. 2016; 97(5): 771-7. https://doi.org/10.17750/KMJ2016-771

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 990-5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

5. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 19-27.

6. Cattaneo A., Cogoy L., Macaluso A., Tamburlini G. Child health in the European Union. Luxemburg: European Commission; 2012. https://doi.org/10.13140/2.1.2186.5924

7. Busch V., Van Stel H.F., Schrijvers A.J., de Leeuw J.R. Clustering of health-related behaviors, health outcomes and demographics in Dutch adolescents: a cross-sectional study. BMC Public Health. 2013; 13: 1118. https://doi.org/10.1186/1471-2458-13-1118

8. Amann G., Leal P. Health and wellbeing for Portuguese youth: contribution of the national school health program. In: Materials the 19-th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe «Mind the gap! Building bridges to better health for all young people». Leuven; 2017.

9. Здравоохранение в России - 2019: Статистический сборник. М.: Росстат, 2019.

10. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Ваганов Н.Н., Орел В.И., Полунина Н.В., Стародубов В.И. и др. Состояние здоровья детей современной России. М.: ПедиатрЪ; 2020.

11. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А. Морфофункциональное развитие современных школьников. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2018.

12. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., ред. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография. М.: Научная книга; 2021.

13. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (2): 4-23.

14. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционных и дистанционных формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020; (3): 85-91.

15. Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Котова Н.В., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Лангуев К.А. Гигиенические аспекты дистанционного образования обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (3): 35-9.

16. Коротких С.А., Никифорова А.А., Андреева М.С. Компьютерный зрительный синдром: исследование распространенности и факторов риска. Современная оптометрия. 2017; (2): 30-4.

17. Гильвег А.С., Парфенов В.А., Евзиков Г.Ю. Вопросы диагностики и лечения синдрома запястного канала. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2019; 11(S1): 46-51. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2019-2S-46-51


Для цитирования:


Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., Скоблина Н.А., Седова А.С., Чубаровский В.В., Соколова С.Б. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(4):325-333. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333

For citation:


Kuchma V.R., Rapoport I.K., Sukhareva L.M., Skoblina N.A., Sedova A.S., Chubarovsky V.V., Sokolova S.B. The health of children and adolescents in school ontogenesis as a basis for improving the system of school health care and sanitary-epidemiological wellbeing of students. Health care of the Russian Federation. 2021;65(4):325-333. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333

Просмотров: 104


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)