Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Понимание ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19 как фактор психологического благополучия специалиста

https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-6-358-363

Полный текст:

Аннотация

Введение. Специалисты многих профессий вынуждены осуществлять профессиональную деятельность в дистанционном режиме, что при отсутствии понимания ситуации самоизоляции может являться фактором, снижающим уровень психологического благополучия личности.

Цели и задачи. Целью проведенного исследования являлось изучение понимания учителями ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19. К числу задач исследования следует отнести определение уровня понимания ситуации самоизоляции в период пандемии; рассмотрение уровня понимания ситуации самоизоляции в период пандемии как фактора психологического благополучия учителей.

Материал и методы. Проведено обследование 124 учителей в возрасте от 23 до 67 лет. Ответы респондентов распределялись по следующим трём шкалам анкеты: «Понимание ситуации самоизоляции», «Понимание себя в ситуации самоизоляции», «Понимание особенностей взаимодействия и общения в ситуации самоизоляции».

Результаты. Большинство респондентов согласны с необходимостью самоизоляции и считают её эффективным способом предупреждения заболеваемости COVID-19. Наибольшую выраженность получили ответы о повышении профессионального и культурного уровней. Выявлено, что большинство опрошенных отмечают высокий уровень понимания ценности взаимоотношений.

Обсуждение. Следует отметить выявленную проблему недостаточно высокого уровня понимания себя в ситуации самоизоляции наряду с согласием по поводу необходимости её соблюдения. В связи с этим целесообразно осуществлять психологическую помощь в форме информационной поддержки населения.

Заключение. Чем лучше респонденты понимают необходимость самоизоляции, тем эффективнее происходит процесс общения и взаимодействия с окружающими, и, следовательно, меньший ущерб причиняется уровню психологического благополучия личности. К числу эффективных направлений информационной психологической поддержки можно отнести следующие: критическое отношение к информации; выстраивание позитивных отношений внутри семьи; организацию работы дома с целью обеспечения собственной работоспособности; сохранность способности возвращения к привычному образу жизни по истечении срока самоизоляции.

Об авторах

Елена Александровна Сорокоумова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Д-р психол. наук, проф. каф. психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет, 119991, Москва.

e-mail: cea51@mail.ru



Е. И. Чердымова
ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Россия


Е. Б. Пучкова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия


Л. В. Темнова
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Т. И. Бонкало
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия


Н. А. Вошева
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия


В. М. Гребенникова
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago; 1969: 1-16.

2. Diener E. Subjective well-being. Psychol. Bull. 1984; 95(3): 542-75.

3. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимания счастья и благополучия. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2013.

4. Довбня О.Н., Сорокоумова Е.А. К вопросу о психологических условиях личностного благополучия студентов. Аллея науки. 2019; 1(12): 365-9.

5. Сорокоумова Е.А., Николаева Е.С. Психологическое благополучие младшего школьника цифрового поколения. Педагогика и психология образования. 2016; (3): 127-35.

6. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования). Психологическая диагностика. 2005; (3): 95-129.

7. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005; 2(4): 132-8.

8. Гейль В.А., Логинова И.О. Особенности взаимосвязи стиля саморегуляции поведения и психологического благополучия у студентов факультета клинической психологии. В кн.: Логинова И.О., ред. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал». Красноярск: Версо; 2012: 372-5.

9. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности. В кн.: Шамионов Р.М., ред. Проблемы социальной психологии личности. Саратов; 2008: 36-41.

10. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер; 2009.

11. Usak M., Masalimova R.A., Cherdymova I.E., Shaidullina R.A. New playmaker in science education: Covid-19. J. Balt. Sci. Educ. 2020; 19(2): 180-5. https://doi.org/10.33225/jbse/20.19.180

12. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер; 2000: 146-51.

13. Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Студенты в период пандемии COVID-19: понимание ситуации самоизоляции. Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020; (3): 196-205. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-18

14. Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания. Мир психологии. 2000; (1): 68-75.

15. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию. В кн.: Леонтьев Д.А., Щур В.Г., ред. Психология с человеческим лицом. М.: Смысл; 1997: 231-8.

16. Лидерман Р.Р. За гранью психического здоровья. М.: Знание; 1992.

17. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. J. Pers. Soc. Psychol. 1989; 57(6): 1069-81.

18. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.; 1997.

19. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. Вопросы психологии. 1995; (2): 5-19. Илькухин А.А. Ролевые игры и их использование в процессе обучения школьников. Самара; 2003.

20. Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М.: Эдиториал УРСС; 2001.

21. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.; 1984.

22. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону; 1996.

23. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся. Психологическое благополучие личности в современном пространстве. Екатеринбург; 2013: 5-11.

24. Бердяев Н.А. Самопознание. Русская идея. М.-Харьков: AСT-Фолио; 2002.

25. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М.; 2010.


Для цитирования:


Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Бонкало Т.И., Вошева Н.А., Гребенникова В.М. Понимание ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19 как фактор психологического благополучия специалиста. Здравоохранение Российской Федерации. 2020;64(6):358-363. https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-6-358-363

For citation:


Sorokoumova E.A., Cherdymova E.I., Puchkova E.B., Temnova L.V., Bonkalo T.I., Vosheva N.A., Grebennikova V.M. Compliance of the expert with the self-isolation in the situation of the COVID-19 pandemic as a factor of the psychological well-being. Health care of the Russian Federation. 2020;64(6):358-363. (In Russ.) https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-6-358-363

Просмотров: 188


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)