Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск

Современные модели количественной оценки и управления уровнем физического, психического и социального здоровья как основа профилактики заболеваемости среди детей и подростков

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-5-395-402

Аннотация

Введение. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков представляет собой проблему управления индивидуальным здоровьем, в связи с чем возникла необходимость изменения подхода к оценке здоровья, заключающегося не только в определении болезни, но и в донозологической оценке уровня индивидуального здоровья. 

Цель — разработать интегральные показатели количественной оценки здоровья, на основании чего научно обосновать систему управления здоровьем детей и подростков.

Материал и методы. У 4800 детей и подростков школьного возраста (7–17 лет) проведена компьютерная диагностика функционального состояния центральной нервной, вегетативной и сердечно-сосудистой систем с использованием методов вариационной хронорефлексометрии и вариационной кардиоритмографии. Психическое здоровье исследовано с помощью определения уровня тревожности, негативных эмоциональных переживаний, прогноза стресса и стрессоустойчивости. Уровень социального здоровья оценён по методике Е.В. Цикалюк (2013).

Результаты. Установлено, что 37,7% обследуемых детей имели удовлетворительный уровень; 28,2% — напряжение, 23% — неудовлетворительный и 11,1% — срыв адаптации. Высокий уровень тревожности в обычной жизни испытывали 36,7% обследуемых и 61,3% на учебных занятиях; у 12,3% детей отмечался высокий уровень негативных эмоциональных переживаний. Высокий уровень социального здоровья имели 28,1% детей; 51,6% — средний; 12,3% — низкий уровень; у 6,5% установлено социальное «нездоровье». 

Ограничения исследования. При разработке современной модели оценки и управления физическим, психологическим и социальным здоровьем использованы данные психофизиологического обследования 4800 детей школьного возраста.

Заключение. Разработанные интегральные показатели одномерной оценки физического, психического и социального здоровья детей явились основой для обоснования модели скрининга и управления здоровьем детского населения.

Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России № 132 от 24.03.2022. 

Согласие пациентов. Каждый участник исследования (или его законный представитель) дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Здравоохранение Российской Федерации».

Участие авторов:
Сетко А.Г. — дизайн исследования, обработка материала, написание текста, составление списка литературы;
Сетко Н.П. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи. 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 26.08.2022
Принята в печать 05.09.2022
Опубликована 17.10.2022

Об авторах

А. Г. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Нина Павловна Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор зав. каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ», 460000, Оренбург.

e-mail: nina.setko@gmail.com



Список литературы

1. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности. Российский педиатрический журнал. 2005; (2): 4-8.

2. Игишева Л.Н., Казин Э.М., Галеев А.Р. Влияние умеренной физической нагрузки на показатели сердечного ритма у детей младшего и среднего школьного возраста. Физиология человека. 2006; (3): 55-61.

3. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков. Оренбург; 2018.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ануфриева Е.В., Соколова С.Б., Скоблина Н.А., Вирабова А.Р. и др. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2007; 72(3): 180-94. https://doi.org/10.15690/vramn830

5. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть II). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (4): 4-24.

6. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников в XXI веке. М.; 2017.

7. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. М.: ГЭОТАР-Медиа.; 2009.

8. Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. СПб.; 1997.

9. Сетко Н.П., Володина Е.А. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний. Гигиена и санитария. 2008; 87(1): 58-60.

10. Сетко Н.П. Современные подходы к интегральной донозологической оценке здоровья детей и подростков. Гигиена и санитария. 2009; 88(4): 9-10.

11. Мороз М.П. Экспресс диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. СПб.: Иматон; 2001.

12. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях РФ. Кемерово; 2003.

13. Калюжный Е.А. Оценка функционального состояния школьников методом кардиоинтервалографии при разных педагогических системах обучения. В кн.: Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.; 2002.

14. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Вегетативный баланс и вариабельность сердечного ритма у учащихся общеобразовательных учреждений в условиях многокомпонентного воздействия факторов среды обитания. Гигиена и санитария. 2018; 97(2): 1127-32. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-3-234-238

15. Сетко Н.П., Вахмисторова А.В., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Интегральная донозологическая оценка здоровья подростков в условиях комплексного влияния факторов окружающей среды. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 1009-12. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-1009-1012

16. Кучма В.Р. Научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков и школьной медицины. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (2): 4-10.

17. Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Донозологическая оценка здоровья «Одаренных» подростков в условиях воздействия факторов образовательного процесса. Здоровье населения и среды обитания - ЗНиСО. 2020; (11): 44-51. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-41-48

18. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.М., Бейлина Е.Б. Биологическая адаптация организма детей, как показатель его устойчивости к факторам окружающей среды. В кн.: Материалы XI Международного симпозиума «Экология человека и медико-биологическая безопасность населения». Кипр, Анапа; 2016.

19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.; 2000.

20. Борисова И.В., Косыч А. Особенности школьной тревожности мальчиков и девочек учащихся 5-х классов. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(S2): 28-9.

21. Васянина Ю.Ш., Чернова А.А. Детский суицид и дистресс: необъявленная война. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(S2): 39-40.

22. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; (8): 32-7.

23. Чубаровский В.В., Лабутьва И.С., Кучма В.Р. Психическое состояние учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии. Здоровье населения и среды обитания - ЗНиСО. 2017; (8): 50-3. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-50-53

24. Маймулов В.Г., Пузырев А.А., Иванова В.Ф. Адаптация организма к действию экологических факторов на клеточном и субклеточном уровнях. Морфология. 1997; (4): 23-8.

25. Маймулов В.Г., Баскович Г.А., Дадали В.А. Методологические аспекты биохимических исследований адаптационного статуса организма. Гигиена и санитария. 1998; 77(10): 61-3.

26. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Современные подходы к медико-психологическому сопровождению обучающихся в зависимости от уровня физического и психического здоровья в условиях реализации личностно-ориентированного обучения. В кн.: Материалы международной конференции стран ВЕЦА «Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях». М.; 2016.

27. Rose A.J., Rudolph K.D. A review of sex differences in peer relationship processes: potential trade-offs for the emotional and behavioral development of girls and boys. Psychol. Bull. 2006; 132(1): 98-131. https://doi.org/10.1037/0033-2909.132.1.98

28. Ringoot A.P., Jansen P.W., Steenweg-de Graaff J., Measelle J.R., van der Ende J., Raat H., et al. Young children’s self-reported emotional, behavioral, and peer problems: the Berkeley Puppet Interview. Psychol. Assess. 2013; 25(4): 1273-85. https://doi.org/10.1037/a0033976


Рецензия

Для цитирования:


Сетко А.Г., Сетко Н.П. Современные модели количественной оценки и управления уровнем физического, психического и социального здоровья как основа профилактики заболеваемости среди детей и подростков. Здравоохранение Российской Федерации. 2022;66(5):395-402. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-5-395-402

For citation:


Setko A.G., Setko N.P. Modern models of quantitative assessment and management of the level of physical, mental and social health as a basis for the prevention of morbidity among children and adolescents. Health care of the Russian Federation. 2022;66(5):395-402. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-5-395-402

Просмотров: 582


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)