

Влияние обучения обращению с медицинскими отходами на знания и практику медицинских работников: квазиэкспериментальное исследование в хирургической университетской больнице на юге Туниса
https://doi.org/10.47470/0044-197X-2025-69-2-123-130
EDN: mbouln
Аннотация
Введение. Медицинские работники (MP) играют важную роль в обращении с медицинскими отходами (МО). Недостаточные знания и неадекватные методы контроля являются наиболее важными проблемами в обращении с МО.
Цель исследования — оценить влияние образовательной программы на знания и методы обращения с МО у МР.
Материалы и методы. Данное квазиэкспериментальное исследование состояло из предварительной оценки, проведения образовательной программы и повторной оценки с тестированием в Университетской больнице Хабиба Бургибы в период с 2 января по 30 апреля 2022 г.
Результаты. Все 134 МР предоставили полные ответы. Средний возраст МР составил 40 лет (межквартильный размах 32,00–48,75 года), соотношение полов составило 0,44. Мы обнаружили значительный рост оценки компетенций (ОК) участников относительно глобальных знаний об обращении с МО (86,8 ± 6,7 против 58,5 ± 6,8; p < 0,001), а также оценки знаний для каждой категории отходов: неинфекционные отходы (89,6 ± 8,7 против 68,9 ± 15,4; p = 0,005), инфекционные отходы (90,7 ± 4,2 против 74,3 ± 9,7; p = 0,001), острые предметы (89 ± 7,3 против 72,9 ± 7; p < 0,001) и цитотоксические отходы (80 ± 21,7 против 17,2 ± 5,7; p < 0,001). Мы отметили значительный рост оценки реализации (ОР) у участников по сравнению с общими практиками обращения с МО (93 ± 6 против 73 ± 10; p < 0,001), а также по каждому пункту: наличие медицинских тележек в оснащении отделений (100 ± 1 против 71 ± 23; p < 0,001), сортировка медицинских отходов (78 ± 20 против 54 ± 27; p = 0,002), информация и обучение по обращению с МО (100 ± 10 против 71 ± 46; p = 0,003) и утилизация медицинских отходов (91 ± 14 против 45 ± 34; p = 0,001). Для МР, не прошедших предварительное обучение по обращению с МО в течение последних 3 лет, изменение оценки знаний было значительно более существенным по обращению с МО, чем для других МР, прошедших ранее обучение (29,8 против 25; p = 0,042).
Ограничения исследования. Исследование было одноцентровым, что могло повлиять на обобщение результатов в национальном масштабе. Во-вторых, уровень участия был низким, но этот факт не стал препятствием для оказания положительного влияния на знания и практику МР во всей больнице.
Выводы. Учебные курсы по обращению с МО являются многообещающим и эффективным мероприятием для улучшения знаний и практики у МР. Это не должно быть разовым мероприятием, а должно стать непрерывным и регулярным процессом для обеспечения безопасной среды ухода и предоставления качественной помощи.
Соблюдение этических стандартов. Исследование не требует предоставления мнения комитета по биомедицинской этике или других документов.
Вклад авторов:
Баклоути М., Тригуи М., Бен Хмида М., Бен Ймаа М. — существенный вклад в концепцию и дизайн исследования, сбор данных или анализ и интерпретацию данных;
Баклоути М., Тригуи М., Бен Аыед Х. — написание статьи и/или редактирование статьи на предмет важного интеллектуального содержания;
Баклоути М., Тригуи М., Бен Аыед Х., Бен Хмида М., Бен Ймаа М., Мейдоуб Ё., Эдиди Й., Кассис М., Яич С. — написание и утверждение окончательного варианта статьи.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила: 16.09.2024 / Принята к печати: 11.12.2024 / Опубликована: 30.04.2025
Ключевые слова
Об авторах
Моуна БаклоутиТунис
Врач, Департамент общественного здравоохранения и эпидемиологии, Университетская больница имени Хеди Чакера, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: mouna.baklouti92@gmail.com
Мароуа Тригуи
Тунис
Врач, Департамент профилактической медицины и здравоохранения, Университетская больница имени Хабиба Бургибы, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: trigui_maroua@medecinesfax.org
Хоуда Бен Аыед
Тунис
Врач, Департамент профилактической медицины и здравоохранения, Университетская больница имени Хеди Чакера, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: houda.benayed@medecinesfax.org
Марием Бен Хмида
Тунис
Врач, отделение профилактической медицины и здравоохранения, Университетская больница Хеди Чакер, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: benhmida_mariem@medecinesfax.org
Маисса Бен Ймаа
Тунис
Врач, Отделение общественного здравоохранения и эпидемиологии, Университетская больница Хеди Чакер, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: benjmaa_maissa@medecinesfax.org
Йосра Медждуб
Тунис
Врач, Отделение общественного здравоохранения и эпидемиологии, Университетская больница Хеди Чакер, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: yosra.mejdoub85@yahoo.fr
Йихен Эдиди
Тунис
Врач, Департамент общественного здравоохранения и эпидемиологии, Университетская больница Хеди Чакер, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: jdiditrabelsijihen@gmail.com
Мондхер Кассис
Тунис
Врач, Департамент профилактической медицины и здравоохранения, Университетская больница Habib Bourguiba, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: dr.epidemio1@gmail.com
Соуроур Яич
Тунис
Врач, Департамент общественного здравоохранения и эпидемиологии, Университетская больница Хеди Чакер, Университет Сфакса, Тунисская Республика
e-mail: yaich.sourour@gmail.com
Список литературы
1. Kumar R., Somrongthong R., Ahmed J. Impact of waste management training intervention on knowledge, attitude and practices of teaching hospital workers in Pakistan. Pak. J. Med. Sci. 2016; 32(3): 705–10. https://doi.org/10.12669/pjms.323.9903
2. Askarian M., Shiraly R., Aramesh K., McLaws M.L. Knowledge, attitude, and practices regarding contact precautions among Iranian physicians. Infect. Control Hosp. Epidemiol. 2006; 27(8): 868–72. https://doi.org/10.1086/506411
3. Haut Autorité de Santé (HAS). Évaluation De La Prévention Des Infections Associées Aux Soins; 2022.
4. Hosny G., Samir S., El-Sharkawy R. An intervention significantly improve medical waste handling and management: A consequence of raising knowledge and practical skills of health care workers. Int. J. Health Sci. (Qassim). 2018; 12(4): 56–66.
5. Chartier Y., Emmanuel J., Pieper U., Prüss A., Rushbrook P., Stringer R. Standards for improving quality of maternal and newborn care in health facilities. WHO Publ. 2014; 329: 1–84.
6. Ben Jmaa M., Ben Ayed H., Ben Hmida M., Maamri H., Limam M., Trigui M., et al. Effectiveness of a training intervention about healthcare waste management on the knowledge and practical skills of healthcare professionals in a teaching hospital of Southern Tunisia. Hosp. Top. 2023; 101(2): 55–64. https://doi.org/10.1080/00185868.2021.1969307
7. WHO. Tonnes of COVID-19 health care waste expose urgent need to improve waste management systems. Available at: https://who.int/news/item/01-02-2022-tonnes-of-covid-19-health-care-waste-expose-urgent-need-to-improve-waste-management-systems
8. Ndiaye O., Fall F.T., Faye P.M., Thiongane A., Fall A.L. Department of pediatrics at the Albert Royer National Children’s Hospital: Preliminary study comparing the first quarter of 2019 and 2020. Pan. Afr. Med. J. 2020; 36: 162. https://doi.org/10.11604/pamj.2020.36.162.23629 (in French)
9. Patel S.S., Sukhovii O., Zvinchuk O., Neylan J.H., Erickson T.B. Converging impact of the ongoing conflict and COVID-19 pandemic on mental health and substance use disorders in Ukraine. J. Emerg. Manag. 2021; 19(9): 63–8. https://doi.org/10.5055/jem.0603
10. Makhura R.R., Matlala S.F., Kekana M.P. Medical waste disposal at a hospital in Mpumalanga Province, South Africa: Implications for training of healthcare professionals. S. Afr. Med. J. 2016; 106(11): 1096–102. https://doi.org/10.7196/samj.2016.v106i11.10689
11. Krishnan K.U., Devamani T.S.D., Jayalakshmi G. On the path of continual improvement: An evaluation of biomedical waste management training. Indian J. Med. Microbiol. 2015; 33(Suppl.): S119–21. https://doi.org/10.4103/0255-0857.150911
12. Maaroufi K., Tudor T., Vaccari M., Siala A., Mahmoudi E. An evaluation of staff engagement with infectious healthcare waste management policies: a case study of Tunisia. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020; 17(5): 1704. https://doi.org/10.3390/ijerph17051704
13. The Foreign Investment Promotion Agency. Sfax Governorate, presentation and statistics. Tunisia; 2021. Available at: https://investintunisia.tn/En/sfax-in-a-nutshell_114_428
14. National Institute of Statistics. National Population Census. Tunisia; 2021. Available at: https://ins.tn/en
15. Askarian M., McLaws M.L., Meylan M. Knowledge, attitude, and practices related to standard precautions of surgeons and physicians in university-affiliated hospitals of Shiraz, Iran. Int. J. Infect. Dis. 2007; 11(3): 213–9. https://doi.org/10.1016/j.ijid.2006.01.006
16. José E.M., Oudou N. L’Enquête CAP (Connaissances, Attitudes, Pratiques) en Recherche Médicale. Health Sciences and Diseases; 2013.
17. Mannocci A., di Bella O., Barbato D., Castellani F., La Torre G., De Giusti M., et al. Assessing knowledge, attitude, and practice of healthcare personnel regarding biomedical waste management: a systematic review of available tools. Waste Manag. Res. 2020; 38(7): 717–25. https://doi.org/10.1177/0734242x20922590
18. Shivalli S., Sanklapur V. Healthcare waste management: qualitative and quantitative appraisal of nurses in a tertiary care hospital of India. ScientificWorldJournal. 2014; 2014: 935101. https://doi.org/10.1155/2014/935101
19. Thirunavukkarasu A., Al-Hazmi A.H., Dar U.F., Alruwaili A.M., Alsharari S.D., Alazmi F.A., et al. Knowledge, attitude and practice towards bio-medical waste management among healthcare workers: a northern Saudi study. PeerJ. 2022; 10: e13773. https://doi.org/10.7717/peerj.13773
20. Kaur A., Kaur P. A study to assess the effectiveness of self instructional module on biomedical waste management among the staff nurses of the selected hospitals of Ludhiana, Punjab. Int. J. Adv. Nurs. Manag. 2018; 6(1): 62. https://doi.org/10.5958/2454-2652.2018.00014.8
21. Shaheen T., Ghani M., Kausar S. Gauging the effectiveness of training sessions among nurses regarding biomedical waste management: a quasi-experimental study from a developing country. Cureus. 2020; 12(12): e12196. https://doi.org/10.7759/cureus.12196
22. Akbolat M., Dede C., Isik O., Saglam H. Medical waste management practices in Turkey: A case study in Sakarya. Pak. J. Med. Sci. 2011; 27(4): 892–5.
23. Enwere O.O., Diwe K.C. Knowledge, perception and practice of injection safety and healthcare waste management among teaching hospital staff in south east Nigeria: an intervention study. Pan. Afr. Med. J. 2014; 17: 218. https://doi.org/10.11604/pamj.2014.17.218.3084
24. Acharya S., Laupsien P., Wenzl C., Yan S., Großhans J. Function and dynamics of slam in furrow formation in early Drosophila embryo. Dev. Biol. 2014; 386(2): 371–84. https://doi.org/10.1016/j.ydbio.2013.12.022
25. Verma L.K., Mani S., Sinha N., Rana S. Biomedical waste management in nursing homes and smaller hospitals in Delhi. Waste Manag. 2008; 28(12): 2723–34. https://doi.org/10.1016/j.wasman.2007.12.013
26. Hames K. Healthcare waste disposal: An analysis of the effect of education on improving waste disposal. Healthc. Infect. 2013; 18(3): 110–4. https://doi.org/10.1071/HI12050
27. Meshram S., Javed S. A study to assess the effectiveness of structured teaching programme on knowledge regarding occupational health hazards among factory workers in selected factory of Indore, M. P., India. Int. J. Healthc. Educ. Med. Informatics. 2020; 7(1&2): 1–9.
28. Pollák V., Romanov A. Study of elastic and thermoelastic properties of ethylene-propylene and ethylene–vinyl acetate copolymers. II. Thermoelastic properties. J. Appl. Polym. Sci. 1979; 23(4): 995–1002. https://doi.org/10.1002/app.1979.070230404
29. Manyele S., Anicetus H., Habtu M., Massa K., Said M., Saria J., et al. Readiness of healthcare facilities to implement onsite healthcare waste management protocols and incineration guidelines in Tanzania. J. Environ. Prot. (Irvine, Calif). 2022; 13(11): 913–40. https://doi.org/10.4236/jep.2022.1311058
30. Kumar R., Somrongthong R., Shaikh B.T. Effectiveness of intensive healthcare waste management training model among health professionals at teaching hospitals of Pakistan: A quasi-experimental study. BMC Health Serv. Res. 2015; 15: 81. https://doi.org/10.1186/s12913-015-0758-7
31. Deress T., Hassen F., Adane K., Tsegaye A. Assessment of knowledge, attitude, and practice about biomedical waste management and associated factors among the healthcare professionals at Debre Markos town healthcare facilities, northwest Ethiopia. J. Environ. Public Health. 2018; 2018: 7672981. https://doi.org/10.1155/2018/7672981
32. Nwankwo C. Knowledge and practice of waste management among hospital cleaners. Occup. Med. (Lond.). 2018; 68(6): 360–3. https://doi.org/10.1093/occmed/kqy078
Рецензия
Для цитирования:
Баклоути М., Тригуи М., Бен Аыед Х., Бен Хмида М., Бен Ймаа М., Медждуб Й., Эдиди Й., Кассис М., Яич С. Влияние обучения обращению с медицинскими отходами на знания и практику медицинских работников: квазиэкспериментальное исследование в хирургической университетской больнице на юге Туниса. Здравоохранение Российской Федерации. 2025;69(2):123-130. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2025-69-2-123-130. EDN: mbouln
For citation:
Baklouti M., Trigui M., Ben Ayed H., Ben Hmida M., Ben Jmaa M., Mejdoub Y., Jedidi J., Kassis M., Yaich S. Impact of healthcare waste management training intervention on the knowledge and practices of healthcare professionals: a quasi-experimental study in a Surgical University Hospital in Southern Tunisia. Health care of the Russian Federation. 2025;69(2):123-130. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2025-69-2-123-130. EDN: mbouln