Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск

Тенденции заболеваемости обучающихся общеобразовательных организаций в условиях современного образовательного процесса и воздействия факторов среды обитания

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-6-526-534

EDN: nqdxxm

Аннотация

Введение. Динамика состояния здоровья обучающихся свидетельствует об актуальности вопросов комплексной оценки влияния факторов современного воспитательно-образовательного процесса и среды обитания на заболеваемость детей и подростков.

Материал и методы. Объектами исследования являлись данные углублённого медицинского обследования 339 обучающихся городских общеобразовательных организаций с различной направленностью образовательных программ. В ходе исследования группа наблюдения (146 обучающихся гимназии) и группа сравнения (193 обучающихся типовой средней общеобразовательной школы) были разделены на подгруппы по критерию уровня общего образования. Выполнен анализ данных медико-социологического анкетирования, «Дневников питания школьника за 1 неделю» и расписания уроков и звонков. Проведена математическая обработка материалов с применением стандартных методов статистики и логистического моделирования, расчётом относительного риска.

Результаты. В общеобразовательных организациях с различной направленностью образовательных программ установлено разное соотношение негативных компонентов образовательного процесса, образа жизни, питания, окружающей среды, что определяет многофакторность воздействия, особенности структуры заболеваемости и неблагоприятные возрастные периоды в течении заболеваний обучающихся гимназии и типовой школы. Обусловленность негативных изменений в состоянии здоровья обучающихся факторами образа жизни составила R2 = 0,11–0,86, образовательного процесса — R2 = 0,10–0,84, окружающей среды — R2 = 0,13–0,58.

Ограничения исследования: небольшой объём выборки.

Заключение. У гимназистов в 3,1–4,8 раза выше вероятность развития болезней эндокринной и костно-мышечной систем в начальных классах, нервной системы — в старших классах, офтальмопатологии — в течение всего периода обучения. У школьников вероятность развития болезней органов пищеварения и костно-мышечной системы увеличивается в средних и старших классах в 4,6–41,0 раз. Повышение эффективности медосмотров, выявление факторов риска является важнейшим инструментом формирования единой профилактической среды.

Соблюдение этических стандартов. Программа исследования одобрена локальным комитетом по вопросам этики (протокол № 7 от 11.03.2020). Оформлено добровольное информированное согласие законных представителей детей.

Участие авторов:
Валина С.Л. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста;
Штина И.Е. — сбор и обработка материала, статистическая обработка;
Устинова О.Ю. — концепция и дизайн исследования, написание текста;
Маклакова О.А. — обработка материала.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Поступила 02.08.2023
Принята в печать 11.10.2023
Опубликована 23.12.2023

Об авторах

Светлана Леонидовна Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Канд. мед. наук, зав. отделом детей и подростков ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь.

e-mail: valina@fcrisk.ru



Ирина Е. Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Ольга Ю. Устинова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Ольга А. Маклакова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2015; 94(1): 97–104. https://elibrary.ru/tsbqov

2. Васильев В.В., Перекусихин М.В., Васильев Е.В. Система формирования здорового образа жизни в детских образовательных организациях как средство профилактики нарушений здоровья у детей. Анализ риска здоровью. 2021; (2): 72–82. https://doi.org/10.21668/health.risk/2021.2.07 https://elibrary.ru/geppug

3. Тихонова И.В., Землянова М.А., Кольдибекова Ю.В., Пескова Е.В., Игнатова А.М. Гигиеническая оценка аэрогенного воздействия взвешенных веществ на заболеваемость детей болезнями органов дыхания в зоне влияния источников выбросов металлургического производства. Анализ риска здоровью. 2020; (3): 61–9. https://doi.org/10.21668/health.risk/2020.3.07 https://elibrary.ru/anuqda

4. Землянова М.А., Пережогин А.Н., Кольдибекова Ю.В. Тенденции состояния здоровья детского населения и их связь с основными аэрогенными факторами риска в условиях специфического загрязнения атмосферного воздуха предприятиями металлургического и деревообрабатывающего профиля. Анализ риска здоровью. 2020; (4): 46–53. https://doi.org/10.21668/health.risk/2020.4.05 https://elibrary.ru/ttfqth

5. Кольдибекова Ю.В., Землянова М.А., Цинкер М.Ю. Оценка вероятности развития коморбидности заболеваний нервной системы и органов пищеварения у детей при сочетанном воздействии химических факторов и факторов образовательного процесса. Анализ риска здоровью. 2020; (3): 100–8. https://doi.org/10.21668/health.risk/2020.3.12 https://elibrary.ru/cejjhk

6. Попов В.И., Настаушева Т.Л., Жданова О.А. Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе. Здравоохранение Российской Федерации. 2021; 65(3): 238–44. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-3-238-244 https://elibrary.ru/mjnbav

7. Сизова Н.Н., Исмагилова Ю.Д. Анализ состояния здоровья современных школьников. Международный научно-исследовательский журнал. 2020; (5-3): 133–7. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.109 https://elibrary.ru/qogltk

8. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., Скоблина Н.А., Седова А.С., Чубаровский В.В. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение Российской Федерации. 2021; 65(4): 325–33. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333 https://elibrary.ru/qsjgdo

9. Рожкова Л.В., Царькова С.А., Савельева Е.В., Архипова М.М., Севостьянова О.Ю., Закирова Л.Р. О состоянии здоровья детей города Екатеринбурга по результатам профилактических медицинских осмотров. Российский педиатрический журнал. 2020; 1(2): 25–30. https://doi.org/10.15690/rpj.v1i2.2090 https://elibrary.ru/xymqrm

10. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Соколовская Т.А., Матвеев Э.Н. Тенденции заболеваемости и динамика хронизации патологии у детей 0-14 лет в Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(5): 10. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-5-10 https://elibrary.ru/cnjvva

11. Здравоохранение в России – 2021: Статистический сборник. М.: Росстат; 2021.

12. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Кучма Н.Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария. 2017; 96(11): 1024–8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-11-1024-1028 https://elibrary.ru/yobwsy

13. Александрова И.Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018; (3): 15–7. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-300-3-15-17 https://elibrary.ru/ofjslf

14. Степанова М.И., Березина Н.О., Поленова М.А., Александрова И.Э. Оценка самочувствия школьников на учебных занятиях с применением интерактивных панелей. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (2): 22–7. https://elibrary.ru/rgnthl

15. Шулаев А.В., Улумбекова Г.Э., Китаева Э.А., Китаев М.Р. Оценка приверженности населения здоровому питанию и физической культуре (по результатам анкетирования). Вопросы питания. 2019; 88(6): 45–51. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2019-10063 https://elibrary.ru/nsmple

16. Аликина И.Н., Долгих О.В. Иммунологические маркеры формирования бронхиальной астмы у детей в условиях контаминации биосред техногенными химическими факторами. Гигиена и санитария. 2022; 101(6): 670–4. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-6-670-674 https://elibrary.ru/niiqmf

17. Писарева А.Н. Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников. Медицинский альманах. 2017; (2): 49–52. https://elibrary.ru/yqecmb

18. Яманова Г.А., Антонова А.А. Значимость факторов образовательного пространства в формировании здоровья детей. Профилактическая медицина. 2022; 25(2): 113–8. https://doi.org/10.17116/profmed202225021113

19. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Байбарина Е.Н., Чумакова О.В., Устинова Н.В. и др. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2016; 19(5): 287–93. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19(5)-287-293 https://elibrary.ru/wrlfvn

20. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К. К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018; (5): 30–4. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-302-5-30-34 https://elibrary.ru/xxhjdv

21. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(6): 10. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-6-10 https://elibrary.ru/mrapst

22. Сибирякова Н.В., Чапрасова О.А., Голянова Е.П., Голянова О.Б. Оценка распространенности заболеваемости органа зрения среди детского населения. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; (2-3): 51–4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.2.071 https://elibrary.ru/kqcruy

23. Антонова А.А., Яманова Г.А., Сердюков В.Г., Магомедова М.Р. Динамика состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Международный научно-исследовательский журнал. 2020; (7-2): 53–6. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.044 https://elibrary.ru/inbzth


Рецензия

Для цитирования:


Валина С.Л., Штина И.Е., Устинова О.Ю., Маклакова О.А. Тенденции заболеваемости обучающихся общеобразовательных организаций в условиях современного образовательного процесса и воздействия факторов среды обитания. Здравоохранение Российской Федерации. 2023;67(6):526-534. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-6-526-534. EDN: nqdxxm

For citation:


Valina S.L., Shtina I.E., Ustinova O.Yu., Maklakova O.A. Trends in prevalence among children in secondary schools under the contemporary educational process and exposure to environmental factors. Health care of the Russian Federation. 2023;67(6):526-534. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-6-526-534. EDN: nqdxxm

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)