Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

https://doi.org/10.18821/0044-197Х-2018-62-1-24-29

Полный текст:

Аннотация

Социальная эффективность системы здравоохранения является приоритетным видом результативности отрасли на каждом уровне управления. Происходящие преобразования в организации медицинской помощи требуют изучения результативности и не должны сказываться неблагоприятно на показателях деятельности медицинских организаций. К оценке социальной эффективности относят удовлетворённость населения качеством и доступностью медицинской помощи. В социологических опросах особое внимание уделяется исследованию условий оказания медицинских услуг, которые субъективно оцениваются пациентами. В статье приведены результаты исследования пациентов об удовлетворённости первичной медико-санитарной помощью до и после создания Клинического медицинского центра в городе Чите. Оценка эффективности проведена на основе факторной обусловленности уровня удовлетворённости. Определение степени влияния каждого фактора проводилось с помощью расчета относительных и абсолютных рисков. При этом исход оказания медицинской помощи в виде удовлетворённости рассматривался как результативный критерий, а условия оказания медицинской помощи как "факторы риска". По результатам проведённого исследования отмечено увеличение показателя удовлетворённости пациентов медицинской помощью Клинического медицинского центра Читы, что свидетельствует о высокой социальной эффективности. Выявлено влияние факторов, обуславливающих снижение степени удовлетворённости, таких как неудобный график работы врача и нарушение медицинскими работниками этико-деонтологических норм в общении с пациентами. Результаты изучения факторной обусловленности удовлетворённости пациентов позволяют учесть их при разработке управленческих мероприятий. К необходимым элементам совершенствования системы оказания первичной медико-санитарной помощи можно отнести внедрение современных информационных систем, единой электронной медицинской карты, дистанционной записи на прием к врачу, телемедицинские технологии, системы электронного документооборота.

Об авторах

И. В. Богатова
ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России
Россия


Н. Ф. Шильникова
ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Вялков А.И., Сквирская Г.П., Сон И.М., Серёгина И.Ф. Оценка эффективности и качества оказания первичной медицинской помощи населению. Вестник Росздравнадзора. 2016; (5): 47-51.

2. Сквирская Г.П. Актуальные проблемы модернизации системы первичной медицинской помощи и повышение эффективности управления медицинскими организациями. Результаты научно-практических исследований. Главный врач. 2014; (11): 4-8.

3. Ходакова О.В. Механизмы правового регулирования качества оказываемой медицинской помощи. Забайкальский медицинский вестник. 2013; (1): 193-205.

4. Линденбратен А.Н. Использование критериев и показателей качества медицинской деятельности. Заместитель главного врача. 2016; (4): 56-62.

5. ВЦИОМ: Динамика в отношении населения России к здравоохранению в 2014-2016 гг. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=8534

6. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Обобщённые результаты социологических исследований отношения населения к системе здравоохранения. Available at: https://www.rosminzdrav.ru/news/2015/09/01/2516-obobschennye-rezultaty-sotsiologicheskih-issledovaniy-otnosheniya-naseleniya-k-sisteme-zdravoohraneniya

7. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Старовойтова Е.А., Хомяков К.В., Воробьева О.О. Результаты исследования качества и доступности медицинской помощи в учреждениях здравоохранения: «Кто виноват и что делать?». Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(4): 219-24.

8. Цыганков Б.Д., Малыгин Я.В. Подходы к изучению факторов, влияющих на удовлетворённость пациентов медицинской помощью (по данным иностранной литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; (4): 18-22.

9. Щепин В.О., Дьячкова А.С. Сроки ожидания амбулаторно-поликлинической помощи, как показатель её доступности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; (4): 23-6.

10. Михайлова Ю.В., Поликарпов А.В., Голубев Н.А., Вечорко В.И. Методологические подходы к оценке качества медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене. Управление качеством в здравоохранении. 2017; (1): 3-8.

11. Белостоцкий А.В., Гриднев О.В., Гришина Н.К., Значкова Е.А., Загоруйченко А.А. Изучение мнения населения о доступности и качестве организации первичной медико-санитарной помощи в период ее реформирования в г. Москве. Вестник Росздравнадзора. 2017; (2): 68-71.

12. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. М.: Медицина; 2003.


Для цитирования:


Богатова И.В., Шильникова Н.Ф. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ. Здравоохранение Российской Федерации. 2018;62(1):24-29. https://doi.org/10.18821/0044-197Х-2018-62-1-24-29

For citation:


Bogatova I.V., Shilnikova N.F. THE EVALUATION OF SOCIAL EFFECTIVENESS OF PRIMARY MEDICAL SANITARY CARE. Health care of the Russian Federation. 2018;62(1):24-29. (In Russ.) https://doi.org/10.18821/0044-197Х-2018-62-1-24-29

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)