Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466

Полный текст:

Аннотация

Введение. Исследование посвящено вопросам формализации института наставничества в здравоохранении. Система наставничества в России существует на протяжении длительного времени, однако сейчас к этой теме проявляется особый интерес, поскольку меняются требования к качеству оказания медицинской помощи, возникают новые вызовы в сфере здравоохранения, встаёт вопрос снижения текучести кадров и удержания высококвалифицированных специалистов на рабочем месте.

Целью исследования является выяснение необходимости институционального закрепления института наставничества. В задачи работы входили выявление факторов, мотивирующих или демотивирующих медицинских работников участвовать в системе наставничества, а также поиск проблем формализации института наставничества.

Материал и методы. Автором было проведено социологическое исследование в Москве: массовый анкетный опрос среди врачей и медицинских сестёр в 6 медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, и серия глубинных структурированных интервью с представителями медицинских организаций, курирующими вопросы наставничества в своих организациях (17 организаций). Анализ количественных данных был проведён при помощи построения деревьев классификаций методом CHAID.

Результаты. Основной вопрос, который эксперты предлагают подробно прописать при формализации наставничества, — это умения и навыки наставника. Готовность становиться наставниками у сотрудников различна. Как показало исследование, наиболее склонны становиться наставниками врачи старше 27 лет, убеждённые в необходимости внедрения и расширения наставничества на рабочем месте. Менее склонны взять на себя функции наставника молодые врачи до 27 лет ввиду неуверенности в уровне собственной квалификации, а также более старшие коллеги, недовольные условиями труда на рабочем месте и не считающие необходимым внедрять или расширять систему наставничества в своей организации.

Заключение. Исследование показало, что эксперты положительно относятся к идее формализации института наставничества, отметив, что единый документ должен носить рекомендательный 
характер.

Об авторе

Юлия Владимировна Бурдастова
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; Институт социально-экономических проблем народонаселения - обособленное подразделение ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр» Российской академии наук
Россия

Канд. экон. наук, аналитик ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; ст. науч. сотр. Института социально-экономических проблем народонаселения — обособленного подразделения ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр» Российской академии наук, Москва.

e-mail: yulia-burdastova@yandex.ru



Список литературы

1. Бурдастова Ю.В. Наставничество в системе здравоохранения: тренд или необходимость? Народонаселение. 2020; 23(1): 148-54. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.1.12

2. Бурдастова Ю.В. Проблемы развития кадрового потенциала в сфере здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(S2): 1162-7. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1162-1167

3. Ненахова Ю.С. Становление нормативно-правовой базы наставничества в здравоохранении. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; (1-2): 3-11. https://doi.org/10.26347/1607-2502202101-02003-011

4. Ненахова Ю.С., Локосов Е.В. Наставничество в медицине: на пути к институционализации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(S2): 1087-93. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1087-1093

5. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала. Стратегии бизнеса. 2017; (6): 8-13.

6. Тютенова Ж.А. К вопросу о наставничестве в системе здравоохранения Республики Казахстан. Молодой ученый. 2016; (14): 241-3.

7. Аксенова Е.И., Александрова О.А., Аликперова Н.В., Богдан И.В., Бурдастова Ю.В., Виноградова К.В. и cоавт. Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения. М.; 2019.

8. Аксенова Е.И., Александрова О.А., Аликперова Н.В., Богдан И.В., Бурдастова Ю.В., Виноградова К.В. и соавт. Профессиональный рост и трудовые стратегии медицинских работников. М.; 2020.

9. Груздев А.В. Прогнозное моделирование в IBM SPSS Statistic и R: Метод деревьев решений. М.: ДМК Пресс; 2016.


Рецензия

Для цитирования:


Бурдастова Ю.В. Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(5):461-466. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466

For citation:


Burdastova Yu.V. Problems of formalization of the mentoring institute in healthcare and ways of solving them. Health care of the Russian Federation. 2021;65(5):461-466. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466

Просмотров: 164


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)