Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439

Полный текст:

Аннотация

Введение. Пандемия COVID-19 вынудила правительства государств принять меры по нераспространению коронавируса. Самоизоляция как одна из форм защиты от заражения вирусными заболеваниями привела к повышению физиологического стресса.

Цель исследования — выявить специфику физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 638 студентов (средний возраст — 23,38 года) бакалавриата, специалитета и магистратуры очной и заочной форм обучения, выходивших в период самоизоляции в сеть Интернет для участия в учебных занятиях. Использовали опросники «Какой стресс вы испытываете?», «Инвентаризация симптомов стресса», нервно-психического напряжения, Торонтская алекситимическая шкалу. Для математико-статистической обработки данных применяли критерий корреляции К. Пирсона и таблицу Чеддока.

Результаты. Выявлен средний уровень физиологического стресса (6,74) и его компонентов, имеющих высокую связь: выраженность, нарастание, продолжительность и частота нервно-психического напряжения (0,84, 0,86, 0,76, 0,86 соответственно); нарушение сна и бодрствования (0,82); негативные ощущения деятельности сердечно-сосудистой системы (0,79), органов дыхания (0,80); болевые и температурные ощущения (0,73 и 0,75); падение мышечного тонуса (0,81); физический дискомфорт (0,84); повышенная восприимчивость к внешним раздражителям (0,87); пониженная двигательная активность (0,79).

Обсуждение. Результаты исследований отечественных и зарубежных медиков и психологов подтверждают необходимость диагностики, профилактики и коррекции всех видов стресс-состояния и нивелирования физиологического стресса.

Заключение. Выявленная специфика физиологического стресса (боли в разных частях тела, головокружение и головные боли, плохой сон, скованность движений, трудности дыхания, увеличение количества пищи, кофе, сигарет, усталость, учащённое сердцебиение и физическое напряжение) даёт основание для организации первичной и вторичной профилактики общего, физиологического и эмоционального стресса с привлечением медиков, физиологов и психологов.

Об авторах

О. Б. Полякова
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Россия


Татьяна Ивановна Бонкало
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия

Доктор психол. наук, нач. отдела ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, Москва.

e-mail: bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru



Список литературы

1. Сидячева Н.В., Зотова Л.Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты. Современные наукоемкие технологии. 2020; (5): 218-25. https://doi.org/10.17513/snt.38060

2. Хасуев А.Э. Социальная изоляция и самоизоляция человека: социально-философский анализ. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020; (2): 122-8.

3. Лебедева В.Д. Физиологические основы стресса. Вестник научных конференций. 2015; (2-1): 93-4.

4. Ахмедова К.С. Физиологические механизмы действия стресса на сердечно-сосудистую систему. Вестник Чеченского государственного университета. 2015; (3): 71-8.

5. Jafar Zade D.A., Senkevich L.V., Polyakova O.B., Basimov M.M., Strelkov V.I., Tarasov M.V. Features of professional deformations (burnout) of medical workers depending on working conditions. Prensa Medica Argentina. 2019; 105(1): 1000334. https://doi.org/10.41720032-745X.1000334

6. Балвочюс М., Машичев А.С. Проблемы занятий физической культурой в условиях самоизоляции. Молодой учёный. 2020; (21): 230-2.

7. Милько М.М., Гуремина Н.В. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции. Современные наукоемкие технологии. 2020; (5): 195-200. https://doi.org/10.17513/snt.38056

8. Бонкало Т.И., Полякова О.Б. Эмоциональное истощение как фактор возникновения и развития невротических состояний медицинских работников. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28: 1208-14. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1208-1214

9. Bonkalo T.I., Polyakova O.B., Bonkalo S.V., Kolesnik N.T., Sorokoumova E.A. Development of ethnic social identity among the members of ethnic community organizations as the factor of preventing the spread of nationalist sentiments in a multicultural society. Biosci. Biotech. Res. Asia. 2015; 12(3): 2361-72. https://doi.org/10.13005/bbra/1912

10. Фарахов А.Ф. Самоизоляция как фактор одиночества. Наука Красноярья. 2013; 2(2): 74-81

11. Elshansky S.P., Anufriev A.F., Polyakova O.B., Semenov D.V. Positive personal qualities and depression. Prensa Medica Argentina. 2018; 104(6): 1000322. https://doi.org/10.41720032-745X.1000322

12. Elshansky S.P., Anufriev A.F., Polyakova O.B., Semenov D.V. Positive personal qualities and depression. Prensa Medica Argentina. 2019; 105(8): 461-8. https://doi.org/10.41720032-745X.1000322

13. Polyakova O.B., Petrova E.A., Mironova O.I., Semenov D.V. Specificity of рsychosomatization of psychologist-leaders with professional deformations (burnout). Prensa Medica Argentina. 2019; 105(1): 1-7. https://doi.org/10.41720032-745X.1000326

14. Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Физиологические симптомы нервно-психического напряжения у медицинских работников с профессиональными деформациями. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(S2): 1195-201. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1195-1201

15. Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Особенности психосоматизации медицинских работников с профессиональными деформациями. Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(5): 278-86. https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-5-278-286

16. Sokolovskaya I.E., Polyakova O.B., Romanova A.V., Belyakova N.V., Tereshchuk K.S. Educational and professional motivation of students with various religious. Eur. J. Sci. Theol. 2020; 16(4): 169-80

17. Ковалева А.А., Скедина М.А., Потапов М.Г. Нейрофизиологическое состояние человека в условиях длительной изоляции. Авиакосмическая и экологическая медицина. 2016; 50(4): 14-20. https://doi.org/10.21687/0233-528X-2016-50-4-14-20

18. Полякова О.Б. Общий психологический практикум. Часть 3. Эмоционально-волевые процессы: Сборник диагностических процедур. М.; 2011.

19. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер; 2009.

20. Немчин Т.А. Опросник нервно-психического напряжения. Доступно: https://medlec.org/lek3-157256.html

21. Есин Р.Г., Горобец Е.А., Галиуллин К.Р., Есин О.Р. Алекситимия - основные направления изучения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014; 114(12): 148-51. https://doi.org/10.17116/jnevro2014114121148-151


Рецензия

Для цитирования:


Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(5):432-439. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439

For citation:


Polyakova O.B., Bonkalo T.I. The specifics of the physiological stress of the population in self-isolation due to the COVID-19 pandemic. Health care of the Russian Federation. 2021;65(5):432-439. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439

Просмотров: 101


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)