Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Врачебное профессиональное консультирование: история и современность

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-334-341

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена 100-летнему периоду (1921–2021 гг.) развития в России медицинской профессиональной ориентации (МПО) и врачебного профессионального консультирования (ВПК). МПО заключается в помощи школьникам в профессиональном самоопределении с учётом состояния здоровья и возможного неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов на патогенез имеющихся нарушений здоровья. МПО проводится врачом в двух формах: ознакомление подростков и их родителей с медицинскими проблемами выбора профессии; ВПК-индивидуальное консультирование лиц с нарушениями здоровья и разработка конкретных рекомендаций по выбору профессий, места обучения и рациональному трудоустройству. 

Цель исследования — определение актуальности, основных тенденций, особенностей и проблем проведения ВПК в современных социально-экономических и научно-технических условиях. 

Материал и методы. Изучены научная литература и методические документы по вопросам гигиены труда подростков, МПО и ВПК; проанализированы 35-летний опыт проведения ВПК подростков г. Ярославля (более 3500 школьников), опыт преподавания основ ВПК студентам на педиатрических факультетах Сеченовского Университета и Ярославского государственного медицинского университета, опыт проведения профориентационной работы в «Медицинском Сеченовском Предуниверсарии». 

Результаты. Установлено, что концепция, принципы, методы, регламентирующие документы, необходимые для МПО и ВПК, претерпевали определённые изменения в связи с научно-техническим прогрессом, новыми научными данными о влиянии профессионально-производственных факторов на здоровье подростков, изменениями структуры заболеваемости школьников, преобразованиями в системе профессионального образования и реформированием социально-экономических условий в России. 

Заключение. В настоящее время проведение ВПК остаётся актуальным, методические подходы требуют изменений с учётом цифровизации экономики, а круг консультируемых должен включать подростков и молодёжь. 

Об авторах

Ирина Калмановна Рапопорт
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, профессор, гл. науч. сотр. отдела гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Московская область.

e-mail: ikrapoport@yandex.ru



В. М. Ганузин
ИПДО ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Н. В. Бирюкова
Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия


Список литературы

1. Громбах С.М. Гигиена детей и подростков в СССР за 50 лет. Гигиена детей и подростков. 1970; (2): 13-29.

2. Громбах С.М. Ф.Ф. Эрисман и вопросы гигиены труда подростков. Гигиена и санитария. 1972; 51(9): 50-4.

3. Brewer J.M. History of Vocational Guidance: Origins and Early Development. New York: Harper & Brothers; 1923

4. Лаубер Г. Руководство по врачебной профессиональной консультации. Выбор профессии с точки зрения глазного врача. Пер. с нем. М.; 1926.

5. Материалы симпозиума по проблеме профессиональной пригодности подростков. М.; 1963.

6. Арнольди И.А., ред. Гигиена труда подростков. М.: Медицина; 1965.

7. Левин В.М., Рутенбург Э.С. Врачебная профессиональная консультация подростков. Ленинград: Медицина; 1965.

8. Левин В.М., Рутенбург Э.С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Ленинград: Медицина; 1977.

9. Ганузин В.М., Черная Н.Л., Ганузина Г.С. Врачебная профессиональная консультация и профессиональный отбор школьников с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Ярославль; 2012.

10. Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Руководство по врачебному консультированию подростков. М.: Династия; 2004.

11. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.: ПедиатрЪ; 2014: 162-230.

12. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И. Медицинское профессиональное консультирование и профессиональная ориентация обучающихся. В кн.: Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях. Том 2. М.; 2019: 429-43.

13. Шубочкина Е.И. Охрана здоровья учащихся в организациях среднего профессионального образования европейских стран (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (4): 21-31.

14. Коротких С.А., Никифорова А.А., Андреева М.С. Компьютерный зрительный синдром: исследование распространенности и факторов риска. Современная оптометрия. 2017; (2): 30-4.

15. Гильвег А.С., Парфенов В.А., Евзиков Г.Ю. Вопросы диагностики и лечения синдрома запястного канала. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2019; 11(S1): 46-51. https://doi.org/10.14412/2074-2711-2019-2S-46-51

16. Ганузин В.М., Голубятникова Е.В. Детская инвалидность, профилактика, реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(S2): 55-6.

17. Ганузин В.М., Черная Н.Л. Врачебная профессиональная консультация подростков при некоторых заболеваниях нервной системы. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019; 19(1): 95-100.

18. Соколова С.Б. Анализ потребностей обучающихся в медицинском обеспечении, способствующем сохранению и укреплению здоровья. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (4): 4-21.

19. Patton W. Career Adaptability, Employability and Resilience for Children in the Early School Years. In: Kobus M., ed. Psychology of Career Adaptability, Employability and Resilience. Cham: Springer; 2017: 207-23.

20. Howard K.A.S., Castine E., Flanagan S. Promising Career and Workforce Development Practices in Elementary School Settings. In: The Handbook of Career and Workforce Development Research Practice and Policy. London: Taylor & Francis; 2017: 163-79.

21. Pedan V.A. Development and realization of pedagogical support model of professional self-determination of high school students. Sci. Opin. 2016; (6-7): 56-62.


Для цитирования:


Рапопорт И.К., Ганузин В.М., Бирюкова Н.В. Врачебное профессиональное консультирование: история и современность. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(4):334-341. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-334-341

For citation:


Rapoport I.K., Ganuzin V.M., Biryukova N.V. Professional medical consultation: history and modernity. Health care of the Russian Federation. 2021;65(4):334-341. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-334-341

Просмотров: 118


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)