Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-3-238-244

Полный текст:

Аннотация

Введение. На протяжении последних лет отмечается рост заболеваемости детей, в том числе школьно-обусловленными болезнями. Изучение состояния здоровья школьников позволит определить приоритетные направления и оптимальные сроки оказания медицинской помощи. 

Цель исследования – оценка состояния здоровья, успеваемости и уровня физической активности школьников города Воронежа. 

Материал и методы. Проведены анкетирование школьников по вопросам успеваемости и физической активности, анализ медицинских карт учащихся (форма № 026у-2000). Обследовано 507 школьников 9–17 лет — учащихся 3–11-х классов школ города Воронежа. 

Результаты. Дети с I группой здоровья составляли 18,9% в 3–4-х классах школы, 16,0% – в 5–7-х и 15,7% – в 8–11-х; со II группой – 64,2, 51,0 и 28,5%; с III группой – 14,9, 32,0 и 55,2% соответственно (р < 0,001). В структуре соматической заболеваемости преобладали болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (23,6, 40,7 и 47,9% в 3–4-х, 5–7-х и 8–11-х классах), заболевания органа зрения (10,8, 18,0 и 27,9% соответственно). Среди детей разных групп здоровья не выявлено отличий по успеваемости в школе. 

Обсуждение. Состояние здоровья ухудшалось по мере увеличения возраста школьников за счёт увеличения числа детей с хроническими заболеваниями. В структуре соматической патологии реже, по сравнению с другими регионами России, встречались заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем. Наличие хронических заболеваний не оказывало отрицательного влияния на физическую активность и образ жизни школьников. 

Заключение. Полученные данные помогут в совершенствовании системы оказания медицинской помощи школьникам и разработке целенаправленных профилактических мероприятий детям разных возрастных групп.

Участие авторов:

Настаушева Т.Л. — концепция и дизайн исследования, написание текста;

Жданова О.А. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистическая обработка данных, написание текста;

Попов В.И. — редактирование;

Все соавторы — утверждение окончательного варианта рукописи, ответственность за целостность всех частей рукописи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

В. И. Попов
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия


Т. Л. Настаушева
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия


Ольга Александровна Жданова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, доцент каф. клинической фармакологии Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, 394036, Воронеж.

e-mail: olga.vr9@yandex.ru



Список литературы

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 99(4): 698-705. https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698

2. Онищенко Г.Г. Государственная политика по укреплению здоровья российской нации. Экология человека. 2016; (11): 59-64.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(9): 990-5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

4. Амгалан Г., Погорелова И.Г. Школьная среда и факторы риска, влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся [обзорная статья]. Международный научно-исследовательский журнал. 2015; (1-4): 8-12.

5. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков - залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы). Вестник Российской академии медицинских наук. 2014; (5-6): 65-70. https://doi.org/10.15690/vramn.v69i5-6.1046

6. Рапопорт И.К. Состояние здоровья московских школьников в динамике обучения с первого по одиннадцатый класс. В кн.: Материалы научно-практической конференции «Безопасная образовательная среда в современной школе». М; 2016: 45-51.

7. Гончарова Г.А., Надеждин Д.С. Характеристика нервно-психического здоровья школьников 3-8-х классов в динамике их обучения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; (1): 20-6.

8. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012; (12): 35-40. https://doi.org/10.15690/vramn.v67i12.479

9. Хузиханов Ф.В., Мухаметдинова А.А. Изучение медико-биологических, медико-социологических и организационных факторов, влияющих на заболеваемость детей школьного возраста. Казанский медицинский журнал. 2018; 99(3): 467-71. https://doi.org/10.17816/KMJ2018-467

10. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование). Здоровье населения и среда обитания. 2014; (3): 28-31.

11. Солодков А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013; (3): 163-71.

12. Гудинова Ж.В., Жернакова Г.Н., Болотова С.С., Гегечкори И.В. Оценка качества информации о здоровье детей в России: межрегиональные сравнения и классификация. Гигиена и санитария. 2015; 94(3): 77-82.

13. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с 1-го по 9-й класс. Российский педиатрический журнал. 2013; (4): 48-53.

14. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Особенности формирования нарушений системы пищеварения и обмена веществ у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 305(8): 11-6. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-305-8-11-16

15. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Котова Н.В., Киселева А.С., Бадеева Т.В., Ашина М.В. и др. Динамика состояния здоровья городских школьников (1980-2012 гг.). Медицинский альманах. 2014; (2): 88-91.

16. Куинджи Н.Н., Зорина И.Г. Опыт применения социально-гигиенического мониторинга в гигиене детей и подростков. Гигиена и санитария. 2012; 91(4): 53-7.

17. Кулакова Е.В., Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Кузмичев Ю.Г. Заболеваемость детей школьного возраста по данным обращаемости в условиях крупного города. Медицинский альманах. 2015; (2): 74-6.

18. Доронцев А.В., Козлятников О.А. Характеристика и структура заболеваемости различного контингента школьников Астраханской области. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014; (11): 46-9. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p46-49

19. Писарева А.Н. Образ жизни и поведенческие факторы риска формирования здоровья школьников. Медицинский альманах. 2017; (2): 49-52.

20. Мальцев С.В., Сафина Л.З., Биктимирова А.А., Мансурова Г.Ш. Состояние здоровья школьников - медицинские и социальные проблемы. Практическая медицина. 2019; 17(5): 8-15.

21. Есауленко И.Э., Петрова Т.Н., Попов В.И., Гончаров А.Ю. Анализ состояния здоровья подростков Воронежской области: основные тенденции, факторы риска и возможности их профилактики. В кн.: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе - здоровые дети». Воронеж; 2018: 63-5.

22. Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 332-8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-4332-338

23. Currie C., Zanotti C., Morgan A., Currie D., de Looze M., Roberts C. и др. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»: международный отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2012. Available at: httpы://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/181551/E96444_part1-Rus.pdf

24. Горбаткова Е.Ю., Мануйлова Г.Р., Ланговой В.Е. Некоторые подходы к оценке результативности профилактической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Современные проблемы науки и образования. 2015; (1-1): 1300.

25. Васильев В.В., Перекусихин М.В. Гигиеническая оценка реализации мероприятий по снижению рисков, сохранению и укреплению здоровья детей в общеобразовательных организациях. Анализ риска здоровью. 2018; (3): 128-35. https://doi.org/10.21668/health.risk/2018.3.14

26. Мельников К.В. Современные подходы организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях. Актуальные проблемы медицины и биологии. 2018; (3): 38-42. https://doi.org/10.24411/2587-4926-2018-10036


Для цитирования:


Попов В.И., Настаушева Т.Л., Жданова О.А. Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(3):238-244. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-3-238-244

For citation:


Popov V.I., Nastausheva T.L., Zhdanova O.A. Health status and physical activity of children during education at school. Health care of the Russian Federation. 2021;65(3):238-244. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-3-238-244

Просмотров: 48


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)