Научное обоснование совершенствования законодательства, регулирующего межсекторальное взаимодействие по охране здоровья граждан
https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-2-151-158
Аннотация
Введение. Реализация актуального подхода к решению проблемы охраны здоровья населения путём взаимодействия заинтересованных секторов государства и общества в значительной степени носит фрагментарный и декларативный характер, его содержание недостаточно научно обосновано и не нашло должного отражения в законодательных актах.
Цель исследования – научное обоснование и формулирование предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего межсекторальное взаимодействие по охране здоровья граждан.
Материал и методы. Проведён анализ научной литературы, действующего федерального и регионального законодательства в части регламентации форм и методов охраны здоровья граждан. На модели субъекта Российской Федерации (Саратовской области) исследованы реализация социально-экономических возможностей в медико-социальных программах; здоровьесберегающая деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти, Межведомственных координационных советов, управления Роспотребнадзора, центра медицинской профилактики; состояние здоровья и образ жизни населения; организация профилактики в 92 медицинских организациях; результаты анонимного анкетирования более 10 тыс. человек (населения, руководителей здравоохранения, экспертов). Полученные материалы использованы для обоснования предложений по изменению законодательства, регулирующего охрану здоровья граждан.
Результаты. Разработана и апробирована технология межсекторального взаимодействия по охране здоровья населения, которая базируется на целенаправленном воздействии установленных 23 заинтересованных секторов как на детерминанты здоровья (их определено 37), так и на 38 простых и сложных информативных векторов автоматизированной оценки успешности здоровьесберегающей деятельности, а также других результатах исследования. Содержание технологии позволило сформулировать предложения по изменению законодательства в сфере охраны здоровья граждан, в частности её дефиниции, принципов, организации, оценки и контроля.
Вывод. Результаты исследования дали возможность научно обосновать объективную необходимость внесения изменений в действующее законодательство в сфере охраны здоровья граждан и сформулировать предложения по его совершенствованию.
Ключевые слова
Об авторах
Натан Григорьевич КоршеверРоссия
Доктор мед. наук, профессор, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины) ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, Саратов.
e-mail: korshever@bk.ru
С. А. Сидельников
Россия
М. А. Липчанская
Россия
Список литературы
1. ВОЗ. Аделаидское заявление «Учет интересов здоровья во всех направлениях политики»: на пути к совместному управлению в интересах здоровья и благополучия. Аделаида, 13-15 апреля 2010 года. Available at: https://www.who.int/social_determinants/russian_adelaide_statement_for_web.pdf
2. ВОЗ. Развитие межсекторального взаимодействия в интересах здоровья и благополучия в Европейском регионе ВОЗ. Здоровье - это политический выбор. Европейский региональный комитет. Шестьдесят пятая сессия. Вильнюс, Литва, 14 -17 сентября 2015 года. Available at: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/288192/65ds01r_Health2020_150751.pdf
3. ВОЗ. Содействие социальному и экономическому развитию: устойчивые межсекторальные действия по повышению уровня здоровья и справедливости в области здравоохранения (выполнение решений восьмой Глобальной конференции по укреплению здоровья). Женева; 2015. Available at: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA68/A68_17-ru.pdf
4. Амлаев К.Р., Хорошилова Е.Ю. Управление социально-экономическими детерминантами здоровья на различных уровнях. Врач. 2018; 29(1): 85-7. https://doi.org/10.29296/25877305-2018-01-27
5. Решетников А.В. Социальный институт медицины (часть 1). Социология медицины. 2018; 17(1): 4-11. https://doi.org/10.18821/1728-2810-2018-17-1-4-11
6. WHO. The Ottawa Charter for health promotion. First International Conference on Health Promotion. Ottawa, 21 November 1986. Available at: https://www.who.int/healthpromotion/conferences/previous/ottawa/en/
7. ВОЗ. Бангкокская хартия укрепления здоровья в глобализованном мире. Бангкок; 2005. Available at: https://www.who.int/healthpromotion/conferences/6gchp/bangkok_charter/en/
8. Shankardass K., Solar O., Murphy K., Greaves L., O’Campo P. A scoping review of intersectoral action for health equity involving governments. Int. J. Public Health. 2012; 57(1): 25-33. https://doi.org/10.1007/s00038-011-0302-4
9. Kang E. Intersectoral collaboration for physical activity in Korean Healthy Cities. Health Promot. Int. 2016; 31(3): 551-61. https://doi.org/10.1093/heapro/dav020
10. WHO. McDaid D., Park A.L. Evidence on financing and budgeting mechanisms to support intersectoral actions between health, education, social welfare and labour sectors. Copenhagen; 2016. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/67725/1/McDaid_Evidence%20on%20financing_2016.pdf
11. Информационный бюллетень. Социальные детерминанты здоровья. Выпуск 2. 2010. Available at: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/79.html
12. Лисицын Ю.П. Здоровый образ жизни. История и современность. М.; 2012.
13. Панова Л.В. Модель социальных детерминант как основа многоуровневой методологии изучения здоровья. В кн.: Сборник научных трудов «Петербургская социология сегодня». Выпуск 4. СПб.; 2013: 221-52.
14. ВОЗ. Обзор социальных детерминант и разрыва по показателям здоровья в Европейском регионе ВОЗ: заключительный доклад (2014; обновленный тираж). Копенгаген; 2014. Available at: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/251959/Review-of-social-determinants-and-the-health-divide-in-the-WHO-European-Region-FINAL-REPORT-Rus.pdf
15. Киселёва Л.С. Социальные детерминанты здоровья россиян. Регионология. 2016; (1): 133-42.
16. Самородская И.В., Семёнов В.Ю., Бойцов С.А. Влияние медицинских и немедицинских факторов на смертность населения: генетические, фенотипические и поведенческие факторы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(5): 260-5. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2018-26-5-260-265
17. Whitehead M., Dahlgren G. What can we do about inequalities in health? Lancet. 1991; 338(8774): 1059-63. https://doi.org/10.1016/0140-6736(91)91911-d
18. Bartley M. Health and the life course: why safety nets matter. Br. Med. J. 1997; 314(7088): 1194-6. https://doi.org/10.1136/bmj.314.7088.1194
19. WHO. Closing the Gap in a Generation: Health Equity through Action on the Social Determinants of Health. Final Report of the Commission on Social Determinants of Health. Geneva; 2008. Available at: https://www.who.int/social_determinants/final_report/csdh_finalreport_2008.pdf
20. WHO. A conceptual framework for action on the social determinants of health. Geneva; 2010. Available at: https://www.who.int/sdhconference/resources/ConceptualframeworkforactiononSDH_eng.pdf
21. Human Development Report 2016. United Nations Development Programme. New York; 2016. Available at: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf
22. Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций. М.; 2013.
23. Федяева В.К., Омельяновский В.В., Реброва О.Ю. Многокритериальный анализ как инструмент поддержки принятия решений: обзор методов и возможностей их применения в оценке технологий здравоохранения. Медицинские технологии: оценка и выбор. 2014; (2): 30-5.
24. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Эффективность региональных систем здравоохранения России (рейтинг 2016 г.). ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017; (3): 35-42.
25. Thokala P., Duenas A. Multiple criteria decision analysis for health technology assessment. Value Health. 2012; 15(8): 1172-81. https://doi.org/10.1016/j.jval.2012.06.015
26. Diaby V., Campbell K., Goeree R. Multi-criteria decision analysis (MCDA) in health care: A bibliometric analysis. Oper. Res. Health Care. 2013; (1-2): 20-4. https://doi.org/10.1016/j.orhc.2013.03.001
27. Бутарева М.М., Мартынов А.А., Мелехина Л.Е. Основные направления совершенствования медицинской статистики в рамках модернизации системы здравоохранения. Вестник дерматологии и венерологии. 2012; (4): 4-8.
28. Какорина Е.П., Огрызко Е.В. Некоторые проблемы медицинской статистики в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2012; (6): 40-6.
29. Власов В.В. Доказательная медицина в начале XXI века. Независимый психиатрический журнал. 2014; (1): 6-11.
30. Реброва О.Ю., Ракина Е.А. Доказательная медицина: внедрение в Российское здравоохранение. Здравоохранение. 2014; (7): 62-7.
31. Aguirre-Raya K.A., Castilla-Peón M.F., Barajas-Nava L.A., Torres-Rodríguez V., Muñoz-Hernández O., Garduño-Espinosa J. Self-perception and knowledge of evidence based medicine by physicians. BMC Med. Educ. 2016; 16: 166. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0681-6
32. Коршевер Н.Г., ред. Научное обоснование межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения на региональном уровне. Саратов; 2018.
Рецензия
Для цитирования:
Коршевер Н.Г., Сидельников С.А., Липчанская М.А. Научное обоснование совершенствования законодательства, регулирующего межсекторальное взаимодействие по охране здоровья граждан. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(2):151-158. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-2-151-158
For citation:
Korshever N.G., Sidelnikov S.А., Lipchanskaya M.A. A scientific rationale for making changes to the law that governs cross-sectoral collaboration on the issues of public health. Health care of the Russian Federation. 2021;65(2):151-158. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-2-151-158