Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Научное обоснование совершенствования законодательства, регулирующего межсекторальное взаимодействие по охране здоровья граждан

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-2-151-158

Полный текст:

Аннотация

Введение. Реализация актуального подхода к решению проблемы охраны здоровья населения путём взаимодействия заинтересованных секторов государства и общества в значительной степени носит фрагментарный и декларативный характер, его содержание недостаточно научно обосновано и не нашло должного отражения в законодательных актах. 

Цель исследования – научное обоснование и формулирование предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего межсекторальное взаимодействие по охране здоровья граждан.

Материал и методы. Проведён анализ научной литературы, действующего федерального и регионального законодательства в части регламентации форм и методов охраны здоровья граждан. На модели субъекта Российской Федерации (Саратовской области) исследованы реализация социально-экономических возможностей в медико-социальных программах; здоровьесберегающая деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти, Межведомственных координационных советов, управления Роспотребнадзора, центра медицинской профилактики; состояние здоровья и образ жизни населения; организация профилактики в 92 медицинских организациях; результаты анонимного анкетирования более 10 тыс. человек (населения, руководителей здравоохранения, экспертов). Полученные материалы использованы для обоснования предложений по изменению законодательства, регулирующего охрану здоровья граждан.

Результаты. Разработана и апробирована технология межсекторального взаимодействия по охране здоровья населения, которая базируется на целенаправленном воздействии установленных 23 заинтересованных секторов как на детерминанты здоровья (их определено 37), так и на 38 простых и сложных информативных векторов автоматизированной оценки успешности здоровьесберегающей деятельности, а также других результатах исследования. Содержание технологии позволило сформулировать предложения по изменению законодательства в сфере охраны здоровья граждан, в частности её дефиниции, принципов, организации, оценки и контроля.

Вывод. Результаты исследования дали возможность научно обосновать объективную необходимость внесения изменений в действующее законодательство в сфере охраны здоровья граждан и сформулировать предложения по его совершенствованию.

Об авторах

Натан Григорьевич Коршевер
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России
Россия

Доктор мед. наук, профессор, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины) ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, Саратов.

e-mail: korshever@bk.ru



С. А. Сидельников
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России
Россия


М. А. Липчанская
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» Минобрнауки России
Россия


Список литературы

1. ВОЗ. Аделаидское заявление «Учет интересов здоровья во всех направлениях политики»: на пути к совместному управлению в интересах здоровья и благополучия. Аделаида, 13-15 апреля 2010 года. Available at: https://www.who.int/social_determinants/russian_adelaide_statement_for_web.pdf

2. ВОЗ. Развитие межсекторального взаимодействия в интересах здоровья и благополучия в Европейском регионе ВОЗ. Здоровье - это политический выбор. Европейский региональный комитет. Шестьдесят пятая сессия. Вильнюс, Литва, 14 -17 сентября 2015 года. Available at: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/288192/65ds01r_Health2020_150751.pdf

3. ВОЗ. Содействие социальному и экономическому развитию: устойчивые межсекторальные действия по повышению уровня здоровья и справедливости в области здравоохранения (выполнение решений восьмой Глобальной конференции по укреплению здоровья). Женева; 2015. Available at: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA68/A68_17-ru.pdf

4. Амлаев К.Р., Хорошилова Е.Ю. Управление социально-экономическими детерминантами здоровья на различных уровнях. Врач. 2018; 29(1): 85-7. https://doi.org/10.29296/25877305-2018-01-27

5. Решетников А.В. Социальный институт медицины (часть 1). Социология медицины. 2018; 17(1): 4-11. https://doi.org/10.18821/1728-2810-2018-17-1-4-11

6. WHO. The Ottawa Charter for health promotion. First International Conference on Health Promotion. Ottawa, 21 November 1986. Available at: https://www.who.int/healthpromotion/conferences/previous/ottawa/en/

7. ВОЗ. Бангкокская хартия укрепления здоровья в глобализованном мире. Бангкок; 2005. Available at: https://www.who.int/healthpromotion/conferences/6gchp/bangkok_charter/en/

8. Shankardass K., Solar O., Murphy K., Greaves L., O’Campo P. A scoping review of intersectoral action for health equity involving governments. Int. J. Public Health. 2012; 57(1): 25-33. https://doi.org/10.1007/s00038-011-0302-4

9. Kang E. Intersectoral collaboration for physical activity in Korean Healthy Cities. Health Promot. Int. 2016; 31(3): 551-61. https://doi.org/10.1093/heapro/dav020

10. WHO. McDaid D., Park A.L. Evidence on financing and budgeting mechanisms to support intersectoral actions between health, education, social welfare and labour sectors. Copenhagen; 2016. Available at: http://eprints.lse.ac.uk/67725/1/McDaid_Evidence%20on%20financing_2016.pdf

11. Информационный бюллетень. Социальные детерминанты здоровья. Выпуск 2. 2010. Available at: https://whodc.mednet.ru/ru/component/attachments/download/79.html

12. Лисицын Ю.П. Здоровый образ жизни. История и современность. М.; 2012.

13. Панова Л.В. Модель социальных детерминант как основа многоуровневой методологии изучения здоровья. В кн.: Сборник научных трудов «Петербургская социология сегодня». Выпуск 4. СПб.; 2013: 221-52.

14. ВОЗ. Обзор социальных детерминант и разрыва по показателям здоровья в Европейском регионе ВОЗ: заключительный доклад (2014; обновленный тираж). Копенгаген; 2014. Available at: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/251959/Review-of-social-determinants-and-the-health-divide-in-the-WHO-European-Region-FINAL-REPORT-Rus.pdf

15. Киселёва Л.С. Социальные детерминанты здоровья россиян. Регионология. 2016; (1): 133-42.

16. Самородская И.В., Семёнов В.Ю., Бойцов С.А. Влияние медицинских и немедицинских факторов на смертность населения: генетические, фенотипические и поведенческие факторы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(5): 260-5. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2018-26-5-260-265

17. Whitehead M., Dahlgren G. What can we do about inequalities in health? Lancet. 1991; 338(8774): 1059-63. https://doi.org/10.1016/0140-6736(91)91911-d

18. Bartley M. Health and the life course: why safety nets matter. Br. Med. J. 1997; 314(7088): 1194-6. https://doi.org/10.1136/bmj.314.7088.1194

19. WHO. Closing the Gap in a Generation: Health Equity through Action on the Social Determinants of Health. Final Report of the Commission on Social Determinants of Health. Geneva; 2008. Available at: https://www.who.int/social_determinants/final_report/csdh_finalreport_2008.pdf

20. WHO. A conceptual framework for action on the social determinants of health. Geneva; 2010. Available at: https://www.who.int/sdhconference/resources/ConceptualframeworkforactiononSDH_eng.pdf

21. Human Development Report 2016. United Nations Development Programme. New York; 2016. Available at: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf

22. Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций. М.; 2013.

23. Федяева В.К., Омельяновский В.В., Реброва О.Ю. Многокритериальный анализ как инструмент поддержки принятия решений: обзор методов и возможностей их применения в оценке технологий здравоохранения. Медицинские технологии: оценка и выбор. 2014; (2): 30-5.

24. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Эффективность региональных систем здравоохранения России (рейтинг 2016 г.). ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017; (3): 35-42.

25. Thokala P., Duenas A. Multiple criteria decision analysis for health technology assessment. Value Health. 2012; 15(8): 1172-81. https://doi.org/10.1016/j.jval.2012.06.015

26. Diaby V., Campbell K., Goeree R. Multi-criteria decision analysis (MCDA) in health care: A bibliometric analysis. Oper. Res. Health Care. 2013; (1-2): 20-4. https://doi.org/10.1016/j.orhc.2013.03.001

27. Бутарева М.М., Мартынов А.А., Мелехина Л.Е. Основные направления совершенствования медицинской статистики в рамках модернизации системы здравоохранения. Вестник дерматологии и венерологии. 2012; (4): 4-8.

28. Какорина Е.П., Огрызко Е.В. Некоторые проблемы медицинской статистики в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2012; (6): 40-6.

29. Власов В.В. Доказательная медицина в начале XXI века. Независимый психиатрический журнал. 2014; (1): 6-11.

30. Реброва О.Ю., Ракина Е.А. Доказательная медицина: внедрение в Российское здравоохранение. Здравоохранение. 2014; (7): 62-7.

31. Aguirre-Raya K.A., Castilla-Peón M.F., Barajas-Nava L.A., Torres-Rodríguez V., Muñoz-Hernández O., Garduño-Espinosa J. Self-perception and knowledge of evidence based medicine by physicians. BMC Med. Educ. 2016; 16: 166. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0681-6

32. Коршевер Н.Г., ред. Научное обоснование межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения на региональном уровне. Саратов; 2018.


Для цитирования:


Коршевер Н.Г., Сидельников С.А., Липчанская М.А. Научное обоснование совершенствования законодательства, регулирующего межсекторальное взаимодействие по охране здоровья граждан. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(2):151-158. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-2-151-158

For citation:


Korshever N.G., Sidelnikov S.А., Lipchanskaya M.A. A scientific rationale for making changes to the law that governs cross-sectoral collaboration on the issues of public health. Health care of the Russian Federation. 2021;65(2):151-158. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-2-151-158

Просмотров: 37


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)