Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Использование цифровых технологий в деятельности медицинских организаций

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-356-363

EDN: iueudm

Аннотация

Введение. Модернизационные процессы в медицине — беспрецедентны: цифровизация, переоснащение, изменение стандартов оказания помощи. Всё это требует наличия новых компетенций в области информационных технологий (ИТ) у медицинских работников. Привлечение «немедиков» и ИТ-специалистов должно компенсировать потребности медицинских организаций. Однако для решения возникающих проблем необходимо получение новых компетенций.

Цель — изучение потребности в новых компетенциях для медицинских работников и необходимость привлечения «немедиков» в условиях цифровизации.

Материалы и методы. Исследование базируется на анализе вторичной информации, полученной из Формы федерального статистического наблюдения № 30 и цифровых ресурсов, а также на результатах массового анкетного опроса, проведённого в медицинских организациях Департамента здравоохранения Москвы (n = 1499).

Результаты. «Немедики» с ИТ-компетенциями всё больше востребованы. Опрос показал, что определённые функции медицинских специалистов уже сегодня можно «передать» немедицинскому персоналу, темп прироста которого за последние 10 лет превысил 60%. Однако необходимые ИТ-компетенции система подготовки предоставляет в большей степени по техническим специальностям и в меньшей — по медицинским.

Ограничения исследования. При анализе использованы статистические данные и результаты массового анкетного опроса в медицинских организациях Департамента здравоохранения Москвы, что представляет собой репрезентативную выборку для возможности экстраполяции результатов на всю генеральную совокупность.

Выводы. В ближайшее время необходимо осуществлять подготовку медиков по новым стандартам. Модернизация системы подготовки с учётом новых ИТ-компетенций в медицине и развитие системы обучения LongLife Learning (LLL)1 становятся реальностью. Всё большее вовлечение «немедиков» для решения высокотехнологических задач, развития аппаратно-программных комплексов неоспоримо. Однако необходима их адаптация под специфику развития отрасли.

Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено Этическим комитетом по экспертизе исследований в сфере общественного здоровья, организации и социологии здравоохранения при ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» (протокол № 03-01/ЭК/2023 от 14.03.2023).

Участие авторов:
Аксенова Е.И. — концепция и дизайн исследования, написание статьи;
Медведева Е.И. — концепция и дизайн исследования, написание статьи, редактирование;
Крошилин С.В. — сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание статьи.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 14.05.2024 / Принята к печати 03.10.2024 / Опубликована 06.11.2024


1 Термин Longlife Learning (LLL) означает последовательность обучения в течение всей жизни в формальных образовательных учреждениях и за их пределами.

Об авторах

Елена Ивановна Аксенова
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Россия

Доктор экон. наук, профессор, директор ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУ НИИОЗММ ДЗМ), 115088, Москва, Россия; приглашённый эксперт Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 117198, Москва, Россия

e-mail: aksenovaEI2@zdrav.mos.ru



Елена Ильинична Медведева
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской — обособленное подразделение ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
Россия

Доктор экон. наук, доцент, науч. сотр., ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, 115088, Москва, Россия; гл. науч. сотр. лаб. исследования поведенческой экономики «Институт социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской — обособленное подразделение ФГБУН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук» (ИСЭПН ФНИСЦ РАН), 117218, Москва, Россия

e-mail: e_lenam@mail.ru



Сергей Викторович Крошилин
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»; Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской — обособленное подразделение ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»; ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения России
Россия

Канд. тех. наук, доцент, вед. науч. сотр. лаб. исследования поведенческой экономики, ИСЭПН ФНИСЦ РАН, 117218, Москва, Россия; науч. сотр., ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, 115088, Москва, Россия; доцент каф. математики, физики и медицинской информатики, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390026, Рязань, Россия

e-mail: krosh_sergey@mail.ru



Список литературы

1. Варламова Д., Судакова Д., ред. Атлас новых профессий 3.0. М.: Альпина ПРО; 2021.

2. Ярашева А.В., Александрова О.А., Медведева Е.И., Аликперова Н.В., Крошилин С.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения московского здравоохранения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020; 13(1): 174–90. https://doi.org/10.15838/esc.2020.1.67.10 https://elibrary.ru/mmwhlf

3. Медведева Е.И., Александрова О.А., Крошилин С.В. Телемедицина в современных условиях: отношение социума и вектор развития. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022; 15(3): 200–22. https://doi.org/10.15838/esc.2022.3.81.11

4. Аксёнова Е.И., Медведева Е.И., Крошилин С.В. Чат-боты – современная реальность консультирования в медицине. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 67(5): 403–10. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-5-403-410 https://elibrary.ru/lbjwtx

5. Казанфарова М.А., Природова О.Ф., Ардаширова Н.С. Развитие цифровых компетенций медицинских работников. Меди-цинское образование и профессиональное развитие. 2023; 14(2): 109–22. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-109-122 https://elibrary.ru/bdkjfy

6. Di Giacomo D., Vittorini P., Lacasa P. Editorial: digital skills and life-long learning: digital learning as a new insight of enhanced learning by the innovative approach joining technology and cognition. Front. Psychol. 2018; 9: 2621. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02621

7. Rahal R.M., Mercer J., Kuziemsky C., Yaya S. Factors affecting the mature use of electronic medical records by primary care physicians: a systematic review. BMC Med. Inform. Decis. Mak. 2021; 21(1): 67. https://doi.org/10.1186/s12911-021-01434-9

8. Kuhn S., Müller N., Kirchgässner E., Ulzheimer L., Deutsch K.L. Digital skills for medical students - qualitative evaluation of the curriculum 4.0 “Medicine in the digital age”. GMS J. Med. Educ. 2020; 37(6): Doc60. https://doi.org/10.3205/zma001353

9. Jidkov L., Alexander M., Bark P., Williams J.G., Kay J., Taylor P., et al. Health informatics competencies in postgraduate medical education and training in the UK: a mixed methods study. BMJ Open. 2019; 9(3): e025460. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-025460

10. Roda S. Digital skills for doctors – explaining European doctors’ position. J. Eur. CME. 2021; 10(1): 2014097. https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2014097

11. Aulenkamp J., Mikuteit M., Löffler T., Schmidt J. Overview of digital health teaching courses in medical education in Germany in 2020. GMS J. Med. Educ. 2021; 38(4): Doc80. https://doi.org/10.3205/zma001476

12. Banerjee R., George P., Priebe C., Alper E. Medical student awareness of and interest in clinical informatics. J. Am. Med. Inform. Assoc. 2015; 22(e1): e42–7. https://doi.org/10.1093/jamia/ocu046

13. Бихатова Э.Т., Иванчук О.В. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов. ЦИТИСЭ. 2021; (4): 595–605. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.55 https://elibrary.ru/rcatyh

14. Дудин М.Н., Голышко П.В., Вашаломидзе Е.В., Гурцкой Д.А., Гурцкой Л.Д. Развитие цифровых компетенций медицинских работников в контексте всеобщей цифровизации российского здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30(5): 843–52. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-5-843-852 https://elibrary.ru/nkolcq

15. Аксенова Е.И., Шкрумяк А.Р. Кадры здравоохранения в условиях внедрения цифровых систем. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021; (4): 130–7. https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.04.018 https://elibrary.ru/wjllqw

16. Коленникова О.А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями. Народонаселение. 2022; 25(3): 189–99. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.15 https://elibrary.ru/znjvot

17. Шапиро С.Р., Коновалова М.Е. Об эффективности цифровизации в здравоохранении. Столыпинский вестник. 2021; 3(2): 135–43. https://doi.org/10.24411/2713-1424-2021-10008 https://elibrary.ru/tqrroz


Рецензия

Для цитирования:


Аксенова Е.И., Медведева Е.И., Крошилин С.В. Использование цифровых технологий в деятельности медицинских организаций. Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(5):356-363. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-356-363. EDN: iueudm

For citation:


Aksenova E.I., Medvedeva E.I., Kroshilin S.V. Use of digital technologies in the activity of medical institutions. Health care of the Russian Federation. 2024;68(5):356-363. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-356-363. EDN: iueudm

Просмотров: 440


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)