Оценка современного уровня цифровизации в процессе подготовки медицинских кадров
https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-3-234-240
EDN: gkeeyd
Аннотация
Введение. Широкое использование современных цифровых технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, предоставляет новые возможности к оперативному проектированию обучающей среды в соответствии с появлением новых знаний и технологий.
Цель исследования: оценить современный уровень цифровизации непрерывного медицинского образования по мнению участников образовательного процесса (преподавателей и обучающихся), а также потенциал внедрения цифровых технологий в процесс подготовки медицинских кадров.
Материалы и методы. Проведено кросс-секционное анкетирование 252 обучающихся-медиков и 122 преподавателей из организаций медицинского образования Москвы и Московской области, также в рамках качественного социологического анализа в апреле–июне 2023 г. было проведено 10 глубинных интервью с организаторами и экспертами сферы здравоохранения.
Результаты. К цифровым технологиям респондентами (91,0% преподавателей и 87,7% обучающихся) были отнесены средства электронного обучения (электронные библиотеки, программы контроля знаний). Положительное влияние цифровых технологий на качество обучения отмечают 58,2% преподавателей и 65,9% обучающихся. При оценке степени применения цифровых технологий в повседневной практике 95,9% педагогов указали регулярность использования средств цифрового обучения, при этом 69,7% — применяют их постоянно; 61,9% обучающихся ответили, что выберут обычное занятие с педагогом в аудитории и только по 10,3% респондентов остановили свой выбор на онлайн-занятии или самостоятельном обучении по электронным программам.
Ограничения исследований. В исследование были взяты респонденты из двух регионов Москвы и Московской области, в дальнейшем планируется изучение оценки современного уровня цифровизации непрерывного медицинского образования по всем регионам Российской Федерации.
Заключение. Проведённые исследования показали, что цифровизация довольно широко вошла в профессиональное медицинское образование, обучающие положительно относятся к применению цифровых технологий, но и не собираются отказываться от традиционных методов обучения. Подготовка медицинских кадров с использованием современных технологий крайне важна для повышения качества медицинской детерминанты общественного здоровья.
Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено Межвузовским комитетом по этике г. Москвы (протокол № 4 от 13.04.2023). Все рецензенты подписывали информированное согласие на участие в исследовании.
Участие авторов:
Кузнецова О.В. — концепция и дизайн исследования, разработка дизайна исследования, анализ и интерпретация данных, написание текста;
Русских С.В. — научное консультирование, концепция и дизайн исследования, анализ и интерпретация данных, написание текста, редактирование;
Тарасенко Е.А. — подготовка проекта рукописи статьи, анализ и интерпретация данных;
Москвичева Л.И. — анализ и интерпретация данных;
Горбачева Н.А. — сбор данных, анализ и интерпретация данных, написание текста;
Смбатян С.М. — анализ и интерпретация данных;
Сапрыкин В.П. — сбор данных;
Гавва Р.В. — сбор данных.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 11.07.2023 / Поступила после доработки 15.01.2024 / Принята к печати 19.03.2024 / Опубликована 28.06.2024
Об авторах
Ольга Валерьевна КузнецоваРоссия
Канд. биол. наук, магистрант ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия
e-mail: оlga.fmbc@mail.ru
Сергей Валерьевич Русских
Россия
Канд. мед. наук, вед. науч. сотр., отдел изучения образа жизни и охраны здоровья населения, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия; приглашённый преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), 101000, Москва, Россия
e-mail: russkikh1@mail.ru
Елена Анатольевна Тарасенко
Россия
Канд. социол. наук, доцент каф. управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, 101000, Москва, Россия; ст. науч. сотр. отдела изучения образа жизни и охраны здоровья человека, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия
e-mail: etarasenko@hse.ru
Людмила Ивановна Москвичева
Россия
Канд. мед. наук, врач-онколог кабинета ультразвуковой диагностики и терапии, Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии», 125284, Москва, Россия
e-mail: ludamed16@mail.ru
Наталия Анатольевна Горбачева
Россия
Канд. мед. наук, ст. науч. сотр. отдела изучения образа жизни и охраны здоровья населения, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия; магистрант 2-го курса Липецкого филиала РАНХиГС, 398050, Липецк, Россия
e-mail: gorbachevana@bk.ru
Сиран Мануковна Смбатян
Россия
Доктор мед. наук, зав. Центром высшего и дополнительного профессионального образования, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия
e-mail: smbsiran@mail.ru
Владимир Павлович Сапрыкин
Россия
Доктор мед. наук, профессор каф. физиологии, экологии человека и медико-биологических знаний факультета естественных наук ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», 141014, Мытищи, Россия
e-mail: v_p_s@mail.ru
Руслан Витальевич Гавва
Россия
Канд. эконом. наук, доцент, начальник отдела региональных проектов ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 119991, Москва, Россия
e-mail: rv.gavva@mpgu.su
Список литературы
1. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: ВШЭ; 2018.
2. Tudor Car L., Kyaw B.M., Nannan Panday R.S., van der Kleij R., Chavannes N., Majeed A., et al. Digital Health Training Programs for Medical Students: Scoping Review. JMIR Med. Educ. 2021; 7(3): e28275. https://doi.org/10.2196/28275
3. Баранова И.П., Лесина О.Н., Краснова Л.И., Зыкова О.А., Карнеева Ж.Н. Роль цифровых технологий в последипломном образовании врачей. Педагогика профессионального медицинского образования. 2021; (3): 33–46.
4. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Опыт внедрения e-learning и профессионально-ориентированных IT-технологий в образовательный процесс в медицинском университете. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021; 12(2): 116–27. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-116-126 https://elibrary.ru/mwyoxg
5. Кузнецова О.В., Самойлов А.С., Романов С.В., Абаева О.П. От сертификации к аккредитации: история развития отечественного медицинского образования и перспективы перехода к системе НМО. Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20(4): 551–8. https://elibrary.ru/yphkmp
6. Kyaw B.M., Posadzki P., Paddock S., Car J., Campbell J., Tudor Car L. Effectiveness of digital education on communication skills among medical students: systematic review and Meta-Analysis by the Digital Health Education Collaboration. J. Med. Internet Res. 2019; 21(8): e12967. https://doi.org/10.2196/12967
7. Бриль Е.В., Кузнецова О.В., Хасина А.В., Зимнякова О.С. Обу-чение и развитие навыков коммуникации – неотъемлемая часть профессионализма врача. Главврач. 2019; (10): 9–15. https://doi.org/10.33920/med-03-1910-02 https://elibrary.ru/cecrry
8. Андрюхина А.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры. Образование и наука. 2020; 22(3): 116–47. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147 https://elibrary.ru/wavbrf
9. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; (1-4): 110–8. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.1.109 https://elibrary.ru/qhfcnw
10. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы. Педагогическое образование в России. 2020; (4): 16–26. https://doi.org/10.26170/po20-04-02 https://elibrary.ru/qynews
11. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019; 64(4): 133–5. https://elibrary.ru/jhvfwy
12. Hertling S.F., Back D.A., Eckhart N., Kaiser M., Graul I. How far has the digitization of medical teaching progressed in times of COVID-19? A multinational survey among medical students and lecturers in German-speaking central Europe. BMC Med. Educ. 2022; 22(1): 387. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03470-z
13. Chao C.T., Tsai C.L., Lin M.W., Yang C.W., Ho C.C., Chen H.L., et al. Fully digital problem-based learning for undergraduate medical students during the COVID-19 period: Practical considerations. J. Formos. Med. Assoc. 2022; 121(10): 2130–4. https://doi.org/10.1016/j.jfma.2021.11.011
14. Althubaiti A., Tirksstani J.M., Alsehaibany A.A., Aljedani R.S., Mutairii A.M., Alghamdi N.A. Digital transformation in medical education: Factors that influence readiness. Health Informatics J. 2022; 28(1): 14604582221075554. https://doi.org/10.1177/14604582221075554
15. Кузнецова О.В. Организация подготовки медицинских кадров во время пандемии коронавирусной инфекции нового типа: опыт МБУ ИНО ФМБЦ им. А.И. Бурназяна. Главврач. 2020; (11): 14–22. https://doi.org/10.33920/med-03-2011-01 https://elibrary.ru/sgivkm
16. Herrmann-Werner A., Erschens R., Zipfel S., Loda T. Medical education in times of COVID-19: survey on teachers’ perspectives from a German medical faculty. GMS J. Med. Educ. 2021; 38(5): Doc93. https://doi.org/10.3205/zma001489
17. Андрюхина А.М. Технологии телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования. Образование и наука. 2014; (8): 49–66. https://elibrary.ru/sxveqh
18. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения. Высшее образование в России. 2020; 29(1): 105–15. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115
19. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Первостепенные задачи высшего медицинского образования в процессе формирования цифровой экономики и здравоохранения. В кн.: Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: Материалы международной научно-практической конференции. Курск; 2019: 17–25. https://elibrary.ru/yzrpmt
20. Mansholt H., Gotz N.A., Babitsch B. Chances and barriers of online problem-based learning (ePBL) for advanced training in the healthcare sector. Stud. Health Technol. Inform. 2021; 281: 822–3. https://doi.org/10.3233/shti210292
21. Friedman C.P., Donaldson K.M., Vantsevich A.V. Educating medical students in the era of ubiquitous information. Med. Teach. 2016; 38(5): 504–9. https://doi.org/10.3109/0142159x.2016.1150990
22. Тарасенко Е.А., Эйгель М.Я. Виртуальная медицина: основные тенденции применения технологий дополненной и виртуальной реальности в здравоохранении. Врач и информационные технологии. 2021; (2): 46–59. https://doi.org/10.25881/18110193_2021_2_46 https://elibrary.ru/retttu
23. Бойко Е.Л. Цифровое здравоохранение. Вестник Росздравнадзора. 2018; (3): 5–8. https://elibrary.ru/xroajn
24. Мурашко М.А., Панин А.И., Поспелов К.Г. Информационные системы для инновационного развития контроля (надзора) в сфере здравоохранения. Вестник Росздравнадзора. 2018; (3): 9–19. https://elibrary.ru/ousngd
25. Маченин А.А. Теория и практика функционирования виртуальной дистанционной модели МБУ ИНО ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России в условиях мировой пандемии COVID-19. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020; 11(4): 149–86. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-14011 https://elibrary.ru/nkkxkt
26. Alkhowailed M.S., Rasheed Z., Shariq A., Elzainy A., El Sadik A., Alkhamiss A., et al. Digitalization plan in medical education during COVID-19 lockdown. Inform. Med. Unlocked. 2020; (20): 100432. https://doi.org/10.1016/j.imu.2020.100432
27. Yeung A.W.K., Parvanov E.D., Hribersek M., Eibensteiner F., Klager E., Kletecka-Pulker M., et al. Digital teaching in medical education: scientific literature landscape review. JMIR Med. Educ. 2022; 8(1): e32747. https://doi.org/10.2196/32747
28. Srinivasan S., Jefferies P., Ewe R. Digital health must be better integrated into medical education. BMJ. 2022; 376: o363. https://doi.org/10.1136/bmj.o363
29. Ahmed H., Allaf M., Elghazaly H. COVID-19 and medical education. Lancet Infect. Dis. 2020; 20(7): 777–8. https://doi.org/10.1016/s1473-3099(20)30226-7
30. Sorg H., Ehlers J.P., Sorg C.G.G. Digitalization in medicine: are german medical students well prepared for the future? Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(14): 8308. https://doi.org/10.3390/ijerph19148308
31. Орлов С.А., Русских С.В., Тарасенко Е.А., Александрова О.Ю., Васильева Т.П., Горенков Р.В. и др. Современные подходы к определению деятельности в здравоохранении и направления использования в ней информационных технологий (систематический обзор). Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2023; 45(2): 50–8. https://doi.org/10.17116/medtech20234502150
32. Васильева Т.П., Горбачева Н.А., Куликов Д.А., Русских С.В., Пивоварова О.А., Васильев М.Д. и др. Схема «Методология организации здоровьесбережения в образовательной среде / формирование содержания социального коллектива (социальный ВУЗ (высшее учебное заведение) как непрерывно формирующийся коллектив)». Патент РФ № 141641; 2024.
33. Русских С.В., Линденбратен А.Л., Москвичева Л.И., Васильева Т.П., Смбатян С.М., Горбачева Н.А. Организационно-экономические аспекты стандартизации процессов в системе здравоохранения. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 67(5): 367–73. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-5-367-373 https://elibrary.ru/tsxuus
34. Русских С.В., Тарасенко Е.А., Москвичева Л.И., Макарова Е.В., Тимурзиева А.Б., Васильев М.Д. Текущее состояние и потенциал применения информационно-аналитических технологий при решении задач управления в здравоохранении: мнение врачей и экспертов сферы здравоохранения. Профилактическая медицина. 2023; 26(3): 39–50. https://doi.org/10.17116/profmed20232603139
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова О.В., Русских С.В., Тарасенко Е.А., Москвичева Л.И., Горбачева Н.А., Смбатян С.М., Сапрыкин В.П., Гавва Р.В. Оценка современного уровня цифровизации в процессе подготовки медицинских кадров. Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(3):234-240. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-3-234-240. EDN: gkeeyd
For citation:
Kuznetsova O.V., Russkikh S.V., Tarasenko E.A., Moskvicheva L.I., Gorbacheva N.A., Smbatyan S.M., Saprykin V.P., Gavva R.V. Assessment of the current level of digitalization in the process of training medical personnel. Health care of the Russian Federation. 2024;68(3):234-240. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-3-234-240. EDN: gkeeyd