Образовательные потребности российских врачей общей практики: результаты анкетирования
https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-3-226-233
EDN: gonnpa
Аннотация
Введение. Здоровье населения во многом зависит от владения врачом общей практики (ВОП) знаниями и практическими навыками, необходимыми для оказания качественной первичной медико-санитарной помощи.
Цель исследования — изучение образовательных потребностей, предпочтительных форм и методов обучения российских ВОП.
Материалы и методы. Исследование проведено на базе кафедр общей врачебной практики Института профессионального образования Сеченовского университета, семейной медицины Белгородского государственного университета, поликлинической терапии, последипломной подготовки и сестринского дела Кемеровского государственного медицинского университета, общей врачебной практики и поликлинической терапии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. В исследовании были использованы социологический, статистический и аналитический методы исследования. В итоговый анализ были включены 402 анкеты ВОП.
Результаты. Наибольшую практическую значимость для российских ВОП имеют дисциплины (модули) специальности терапевтического профиля: внутренние болезни, лабораторная и инструментальная диагностика, неотложная медицинская помощь и онкология. В отношении всех дисциплин (модулей) выявлена необходимость повышения уровня теоретической и практической подготовки. Определены основные её направления. Наиболее приемлемыми являются очная и очно-дистанционная формы обучения. Большинство предпочитает традиционные методы обучения. Самым удобным является обучение в течение 144 ч или по краткосрочным тематическим образовательным программам.
Ограничения исследования. Ограничениями проведённого исследования являются работа ВОП, принявших участие в опросе, в условиях города, а также субъективная оценка, ставшая предметом для изучения и анализа.
Заключение. Улучшение качества подготовки ВОП будет способствовать повышению удовлетворённости и мотивации врачей, улучшению качества первичной медико-санитарной помощи и здоровья населения страны.
Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) Москвы (протокол № 06-21 от 07.04.2021).
Участие авторов:
Волнухин А.В. — концепция и дизайн исследования, написание текста, составление списка литературы;
Морозова Т.Е. — написание текста, редактирование;
Сквирская Г.П. — написание текста, редактирование;
Жернакова Н.И. — сбор и обработка материала, редактирование;
Помыткина Т.Е. — сбор и обработка материала, редактирование;
Стремоухов А.А. — сбор и обработка материала, редактирование;
Заугольникова Т.В. — сбор и обработка материала;
Самохина Е.О. — сбор и обработка материала;
Чегаева Т.В. — сбор и обработка материала;
Резе А.Г. — сбор и обработка материала;
Герцог А.А. — статистическая обработка данных.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 09.01.2023 / Поступила после доработки 15.02.23 / Принята к печати 12.04.2023 / Опубликована 28.06.2024
Об авторах
Артем Витальевич ВолнухинРоссия
Доктор мед. наук, профессор каф. общей врачебной практики Института профессионального образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
e-mail: volnuhin81@gmail.com
Татьяна Евгеньевна Морозова
Россия
Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. общей врачебной практики Института профессионального образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
e-mail: temorozova@gmail.com
Галина Петровна Сквирская
Россия
Доктор мед. наук, профессор Института отраслевого менеджмента ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 119571, Москва, Россия
e-mail: gskvirskaya@mail.ru
Нина Ивановна Жернакова
Россия
Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. семейной медицины Медицинского института ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, Белгород, Россия
e-mail: zhernakova@bsu.edu.ru
Татьяна Евгеньевна Помыткина
Россия
Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. поликлинической терапии и сестринского дела ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет», 650056, Кемерово, Россия
e-mail: docentpom@mail.ru
Анатолий Анатольевич Стремоухов
Россия
Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», 125993, Москва, Россия
e-mail: astremo@bk.ru
Татьяна Васильевна Заугольникова
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. общей врачебной практики Института профессионального образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
e-mail: tzaugol@gmail.com
Елена Олеговна Самохина
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. общей врачебной практики Института профессионального образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
e-mail: elenasamokhina@mail.ru
Татьяна Викторовна Чегаева
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. общей врачебной практики Института профессионального образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
e-mail: chegaevatv@mail.ru
Андрей Геннадиевич Резе
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. общей врачебной практики Института профессионального образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991,
Москва, Россия
e-mail: andrey.reze@gmail.com
Анна Алексеевна Герцог
Россия
Ассистент каф. общей врачебной практики Института профессионального образования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия
e-mail: aamaam.ap@gmail.com
Список литературы
1. Ресурсы и деятельность медицинских организация здравоохранения. Часть I. Медицинские кадры: Статистический справочник. М.; 2020.
2. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(6): 10. https://elibrary.ru/mrapst
3. Сон И.М., Калининская А.А., Гаджиева Л.А., Гажева А.В., Шляфер С.И. Перспективные модели организации деятельности общих врачебных практик в условиях города. Казанский медицинский журнал. 2017; 98(6): 1034–9. https://doi.org/10.17750/KMJ2017-1034 https://elibrary.ru/ztxdqx
4. Кузнецова О.Ю. Преподавание практических навыков в общей врачебной практике. Проблемы и возможные пути их преодоления. Российский семейный врач. 2009; 13(1): 11–5. https://elibrary.ru/khxnth
5. Lian S., Chen Q., Yao M., Chi C., Fetters M.D. Training pathways to working as a general practitioner in China. Fam. Med. 2019; 51(3): 262–70. https://doi.org/10.22454/FamMed.2019.329090
6. Arya N., Gibson C., Ponka D., Haq C., Hansel S., Dahlman B., et al. Family medicine around the world: overview by region. Can. Fam. Physician. 2017; 63(6): 436–41.
7. Абрамович В.Е. Профессиональная подготовка врачей общей практики во Франции: современный опыт. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; (12): 83–92. https://elibrary.ru/xeopgh
8. Grange F., Woronoff A.S., Bera R., Colomb M., Lavole B., Fournier E., et al. Efficacy of a general practitioner training campaign for early detection of melanoma in France. Br. J. Dermatol. 2014; 170(1): 123–9. https://doi.org/10.1111/bjd.12585
9. Будкова Е.А., Гафаров А.Г. Опыт применения новых методов обучения и контроля знаний в подготовке врача общей практики. Российский семейный врач. 2006; 10(2): 9–13. https://elibrary.ru/htwwvd
10. Watmoug S.D., O’Sullivan H., Taylor D.C.M. Graduate from a reform undergraduate their curriculum based on Tomorrow’s doctor evaluate the effectiveness of their curriculum based on tomorrow’s doctor evaluate the effectiveness of their curriculum 6 years after graduation through interview. BMC Med. Educ. 2010; 10: 65. https://doi.org/10.1186/1472-6920-10-65
11. Выхристенко Л.Р., Судибор Н.Ф. Практикоориентированное обучение студентов на кафедре врача общей практики. Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2020; 19(1): 94–103. https://doi.org/10.22263/2312-4156.2020.1.94 https://elibrary.ru/jmtdfi
12. Buwalda N., Braspenning J., van Dijk N., Visser M. Local and national effects of a quality system in Dutch general practitioner specialty training: a qualitative study. Qual. Higher Educ. 2018; 24(1): 43–54. https://doi.org/10.1080/13538322.2018.1445431
13. Shahidi F., Saqeb M.M., Amini M., Avand A., Dowlatkhah R.H. Qualitative evaluation of general practitioner training program as viewed by graduates from Shiraz, Fasa and Jahrom Medical Universities. J. Adv. Med. Educ. Prof. 2015; 3(3): 142–9.
14. Алиманова Ж.М., Карибаева Д.О., Купеншеева Д.И. Проблемы в подготовке врачей общей практики и пути их решения. Вестник Казахского национального медицинского университета. 2017; (1): 467–9. https://elibrary.ru/xpahrb
15. Сидорова Н.В., Шеметова Г.Н., Губанова Г.В. Значение коммуникативных компетенций при подготовке врача общей практики. Саратовский научно-медицинский журнал. 2017; 13(3): 560–3. https://elibrary.ru/yptynz
16. Шевцова В.В., Михневич Е.В., Алферова М.В., Колосова Т.В. Организационно-методические резервы повышения качества подготовки врачей общей практики. Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2020; 19(4): 90–7. https://doi.org/10.22263/2312-4156.2020.4.90 https://elibrary.ru/rpldho
17. Кузнецова О.Ю., Моисеева И.Е., Гончаренко О.Т. Непрерывное медицинское образование. Особенности реализации образовательных программ по общей врачебной практике (семейной медицине). Российский семейный врач. 2015; 19(3): 27–32. https://elibrary.ru/vpmkgp
18. Ahluwalia A., Crossman T., Smith H. Current training provision and training needs in oral health for UK general practice trainees: survey of General Practitioner Training Programme Directors. BMC Med. Educ. 2016; 16: 142. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0663-8
19. Айдарханова К.К., Отыншиев Б.Н., Есенгельдинова Ж.А., Мустафаева Н.С. Компетентностный подход к подготовке врачей общей практики в Казахстане. Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. 2012; (2): 32–5. https://elibrary.ru/uoguxx
20. Фролова Е.В. Клинический разбор в подготовке врача общей практики. Российский семейный врач. 2009; 13(3): 32–41. https://elibrary.ru/jvddky
21. Туйчиев Л.Н., Халматова Б.Т. Роль симуляционного образования в подготовке врачей общей практики. Вестник ТМА. 2018; (2): 3–6.
22. Ingham G., Fry J., O’Meara P., Tourle V. Why and how do general practitioners teach? An exploration of the motivations and experiences of rural Australian general practitioner supervisors. BMC Med. Educ. 2015; 15: 190. https://doi.org/10.1186/s12909-015-0474-3.
23. Ren W., Hasenbieke N., Liu Y., Qiu Y., Zhou Z.N., Mao X.Y., et al. Motivations and training needs of general practitioner preceptors. Chin. Med. J. (Engl.). 2017; 130(14): 1689–93. https://doi.org/10.4103/0366-6999.209894
24. Dekker A.R.J., Verheij T.J.M., Broekhuizen B.D.L., Butler C.C., Cals J.W.L., Francis N.A., et al. Effectiveness of general practitioner online training and an information booklet for parents on antibiotic prescribing for children with respiratory tract infection in primary care: a cluster randomized controlled trial. J. Antimicrob. Chemother. 2018; 73(5): 1416–22. https://doi.org/10.1093/jac/dkx542
Рецензия
Для цитирования:
Волнухин А.В., Морозова Т.Е., Сквирская Г.П., Жернакова Н.И., Помыткина Т.Е., Стремоухов А.А., Заугольникова Т.В., Самохина Е.О., Чегаева Т.В., Резе А.Г., Герцог А.А. Образовательные потребности российских врачей общей практики: результаты анкетирования. Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(3):226-233. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-3-226-233. EDN: gonnpa
For citation:
Volnukhin A.V., Morozova T.E., Skvirskaya G.P., Zhernakova N.I., Pomytkina T.E., Stremoukhov A.A., Zaugol’nikova T.V., Samokhina E.O., Chеgaeva T.V., Reze A.G., Gertsog A.A. Educational needs of Russian general practitioners: survey results. Health care of the Russian Federation. 2024;68(3):226-233. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-3-226-233. EDN: gonnpa