Экспертная оценка компетенций межличностного взаимодействия специалистов, включённых в реализацию реабилитационного процесса
https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-2-139-146
EDN: dgnyeh
Аннотация
Введение. Необходимость изучения взаимодействия специалистов, включённых в реализацию реабилитационного процесса (РП), обусловлена тем, что уже на начальных этапах РП эффективное межличностное взаимодействие (МЛВ) позволяет выявлять пациентов, подверженных риску возникновения медицинских осложнений и повторной госпитализации, а также позволяет определить объём необходимых вмешательств, которые будут сосредоточены на решении различного рода задач (медицинских, физических, когнитивных, эмоциональных, социальных, психологических), стоящих перед специалистами в РП.
Цель исследования — оценка компетенций МЛВ специалистов (медицинского и немедицинского профиля), включённых в реализацию РП.
Материалы и методы. Общий объём выборки составил 246 человек в возрасте 25–52 года (средний возраст 31,4 ± 5,18 года). Все участники исследования являлись сотрудниками реабилитационных центров и были разделены на две группы: специалисты медицинского профиля и специалисты немедицинского профиля. Исследование осуществлялось с использованием ассессмент-технологии и включало индивидуальную и групповую формы работы.
Результаты. Около 90% функционала современного специалиста как медицинского, так и немедицинского профиля, включённых
в реализацию РП, составляет функционал, определяющийся организационными компетенциями и компетенциями МЛВ. В зависимости от реабилитационного случая объём функционально-компетентностного содержания определяется индивидуально. Специалисты немедицинского профиля обладают более высоким уровнем сформированности компетенций МЛВ в сравнении со специалистами медицинского профиля.
Ограничения исследования. Исключались из участия в исследовании специалисты медицинского и немедицинского профиля, не являющиеся сотрудниками реабилитационных центров, а также сотрудники реабилитационных центров старше 55 лет.
Заключение. Необходимым условием функционирования реабилитационного направления в организации является увеличение доли специалистов медицинского и немедицинского профиля, участвующих в реализации РП, с высоким уровнем развития компетенций МЛВ и снижение доли демотивированных сотрудников с низким уровнем сформированности компетенций МЛВ.
Соблюдение этических стандартов. Исследование проведено в соответствии с требованиями Основ законодательства «Об охране здоровья граждан»; все участники подписали информированное согласие на обследование (выписка из протокола заседания этического комитета № 217 от 18.04.2022).
Участие авторов:
Никишина В.Б. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи;
Петраш Е.А. — написание текста, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;
Симоненко И.А. — сбор и обработка материала, статистическая обработка данных;
Орлова Е.С. — сбор и обработка материала, статистическая обработка данных.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 03.03.2023 / Поступила после доработки 24.05.2023 / Принята к печати 18.10.2023 / Опубликована 29.04.2024
Об авторах
Вера Борисовна НикишинаРоссия
Доктор психол. наук, профессор, зав. каф. клинической психологии, директор Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 117997, Москва, Россия
e-mail: vbnikishina@mail.ru
Екатерина Анатольевна Петраш
Россия
Доктор психол. наук, доцент, профессор каф. клинической психологии, зам. директора Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 117997, Москва, Россия
e-mail: petrash@mail.ru
Ирина Алексеевна Симоненко
Россия
Доктор психол. наук, доцент, профессор каф. клинической психологии, Институт клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 117997, Москва, Россия
e-mail: irinalik2004@mail.ru
Екатерина Сергеевна Орлова
Россия
Канд. мед. наук, доцент каф. педагогики и педагогической психологии, Институт клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 117997, Москва, Россия
e-mail: dr.orlovaes@mail.ru
Список литературы
1. Зародина В.В. Критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности врача-хирурга. Человеческий капитал. 2021; (S5-3): 261–73. https://elibrary.ru/anjjkl
2. Chuang H.J., Hsiao M.Y., Wang T.G., Liang H.W. A multi-disciplinary rehabilitation approach for people surviving severe COVID-19-a case series and literature review. J. Formos. Med. Assoc. 2022; 121(12): 2408–15. https://doi.org/10.1016/j.jfma.2022.02.002
3. Буйлова Т.В., Зверев Ю.П., Иванова Г.Е., Кузьминова Т.А. Современные требования к вузам, планирующим осуществлять подготовку специалистов по физической реабилитации в условиях формирования новой модели медицинской реабилитации в Российской Федерации: обзор. Вестник восстановительной медицины. 2022; 21(4): 17–26. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2022-21-4-17-26
4. Bliss R., Brueilly K.E., Swiggum M.S., Morris G.S., Williamson E.M. Importance of terminal academic degreed core faculty in physical therapist education. J. Phys. Ther. Educ. 2018; 32(2): 123–7. https://doi.org/10.1097/JTE.0000000000000054
5. Chesbro S.B., Jensen G.M., Boissonnault W.G. Entrustable professional activities as a framework for continued professional competence: is now the time? Phys. Ther. 2018; 98(1): 3–7. https://doi.org/10.1093/ptj/pzx100
6. Huhn K., Gilliland S.J., Black L.L., Wainwright S.F., Christensen N. Clinical reasoning in physical therapy: a concept analysis. Phys. Ther. 2019; 99(4): 440–56. https://doi.org/10.1093/ptj/pzy148
7. Magnusson D.M., Rethorn Z.D., Bradford E.H., Maxwell J., Ingman M.S., Davenport T.E., et al. Population health, prevention, health promotion, and wellness competencies in physical therapist professional education: results of a Modified Delphi Study. Phys. Ther. 2020; 100(9): 1645–58. https://doi.org/10.1093/ptj/pzaa056
8. Семенов В.А., Василенко И.В., Иванилова Т.Н. Автоматизация деятельности мультидисциплинарной реабилитационной бригады посредством программного пакета ICF WIZARD. Врач и информационные технологии. 2020; (1): 38–44. https://doi.org/10.37690/1811-0193-2020-1-38-44 https://elibrary.ru/cdgonx
9. Зимина О.А., Бронников В.А., Боброва Я.В., Русских О.А. Деятельность психолога в составе мультидисциплинарной бригады при работе с детьми в службе ранней помощи. Человек. Искусство. Вселенная. 2017; (1): 149–56. https://elibrary.ru/xhstcq
10. Егорова О.Ю., Суворов А.Ю. Особенности работы медицинской сестры в мультидисциплинарной бригаде при лечении пациентов с инсультом. Неврология и ревматология. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2016; (1): 93–4. https://elibrary.ru/xhjcwv
11. Файзулина Д.Л., Киреева Е.Г. Роль медицинской сестры в мультидисциплинарной бригаде на этапе ранней реабилитации больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Альманах сестринского дела. 2014; 7(2): 17–22. https://elibrary.ru/tmuwht
12. Котельникова А.В., Кукшина А.А. Роль медицинского психолога в работе мультидисциплинарной бригады в процессе восстановительного лечения. Московская медицина. 2018; (S1): 72. https://elibrary.ru/yoqbbr
13. Петрова Н.Г., Калинина С.А., Миннулин Т.И. Роль медицинской сестры в мультидисциплинарной бригаде реабилитационного профиля. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2016; 23(3): 16–7. https://elibrary.ru/xwqkej
14. WHO. Rehabilitation. Available at: https://who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/rehabilitation
15. Конева Е.С., Серебряков А.Б., Шаповаленко Т.В., Лядов К.В. Анализ 5-летнего опыта работы мультидисциплинарной бригады по протоколу fast-track-терапии после операций тотального эндопротезирования тазобедренных и коленных суставов в клинике ФГАУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2016; 15(4): 175–82. https://doi.org/10.18821/1681-3456-2016-15-4-175-182 https://elibrary.ru/wgbvqn
16. Чижова В.М., Гаврилова И.С., Токина В.А. Институциональный анализ медико-социальной реабилитации: технология и социальная практика. Primo Aspectu. 2018; (3): 29–35. https://elibrary.ru/uzhpyk
Рецензия
Для цитирования:
Никишина В.Б., Петраш Е.А., Симоненко И.А., Орлова Е.С. Экспертная оценка компетенций межличностного взаимодействия специалистов, включённых в реализацию реабилитационного процесса. Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(2):139-146. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-2-139-146. EDN: dgnyeh
For citation:
Nikishina V.B., Petrash E.A., Simonenko I.A., Orlova E.S. Expert assessment of the competencies of interpersonal interaction between specialists involved in the implementation of the rehabilitation process. Health care of the Russian Federation. 2024;68(2):139-146. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-2-139-146. EDN: dgnyeh