Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск

Опыт организации процесса непрерывного медицинского образования медицинских работников по общественному здоровью и здравоохранению

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-1-72-77

EDN: gcanev

Аннотация

Введение. Проблема постоянного повышения квалификации медицинских специалистов с высшим и средним медицинским образованием особенно актуальна на современном этапе, когда ежедневно происходит совершенствование медицинских знаний, технологий, препаратов.

Цель работы — анализ форм проведения циклов непрерывного медицинского образования в области организации здравоохранения и общественного здоровья в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ для разработки наиболее востребованной и совершенной формы его осуществления.

Материалы и методы. Проведён анализ основных направлений организации процесса непрерывного медицинского образования медицинских работников в целом и по общественному здоровью и здравоохранению в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ.

Результаты. В 1977 г. в СССР было начато непрерывное медицинское образование. Курс усовершенствования врачей по социальной гигиене был открыт на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения 2-го Медицинского института. По завершении повышения квалификации выдавался сертификат. В рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» на кафедре проводились циклы профессиональной переподготовки (504 ч), повышения квалификации (144, 72 и 36 ч). Непрерывное медицинское образование направлено на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. В планах дальнейшего совершенствования непрерывного медицинского образования кафедрой предусматривается обновление рабочих программ, создание дистанционных и новых актуальных циклов.

Ограничения исследования. Проведён анализ циклов профессиональной переподготовки слушателей различной продолжительности для приобретения новой квалификации, качественного расширения области знаний, умений и навыков в 2017–2022 гг.

Заключение. Представленные данные свидетельствуют о целесообразности осуществления организации повышения квалификации в рамках специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с использованием коротких циклов повышения квалификации очной и дистанционной форм обучения слушателей.

Соблюдение этических стандартов. Исследование не требует представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов.

Участие авторов:
Буслаева Г.Н. — концепция и дизайн исследования, написание текста, составление списка литературы, статистическая обработка данных;
Полунин В.С. — написание текста, статистическая обработка данных, редактирование;
Оприщенко С.А. — сбор и обработка материала.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Поступила 02.10.2023 / Принята в печать 18.10.2023 / Опубликована 26.02.2024

Об авторах

Галина Николаевна Буслаева
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», 117997, Москва, Россия

e-mail: bus2107@yandex.ru



Валерий Сократович Полунин
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», 117997, Москва, Россия

e-mail: lunapol@yandex.ru



Сергей Анатольевич Оприщенко
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, доцент, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения им. академика Ю.П. Лисицына ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», 117997, Москва, Россия

e-mail: 2277878@bk.ru



Список литературы

1. Шкарин В.В., Ивашева В.В., Емельянова О.С., Заклякова В.Д. Проблема безопасности пациентов при оказании медицинской помощи. Мнение врачей-экспертов качества медицинской помощи и практикующих врачей. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2020; (1): 177–80. https://doi.org/10.19163/1994-9480-2020-1(73)-177-180 https://elibrary.ru/sodmwo

2. Пивень Д.В. Повышение квалификации врачей: основные вызовы сегодня и что делать. Менеджер здравоохранения. 2022; (2): 4–13. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2022-2-4-13 https://elibrary.ru/htlcbb

3. Романенко Г.Х., Стремоухов А.А. Обеспечение эффективности и качества современных программ повышения квалификации медицинских работников: опыт Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Доктор.Ру. 2022; 21(2): 10–4. https://doi.org/10.31550/1727-2378-2022-21-2-10-14 https://elibrary.ru/wluppd

4. Фанта И.В., Артюшкин С.А., Павлова С.С., Чернушевич И.И. Современные аспекты непрерывного медицинского образования и пути его развития. РМЖ. Медицинское обозрение. 2019; 3(2–2): 63–5. https://elibrary.ru/zdyuzv

5. Юкина В.И. Совершенствование системы развития персонала (обучение, переобучение) в медицинских учреждениях. Научное обозрение. Педагогические науки. 2018; (1): 69–72. https://elibrary.ru/yurxci

6. Уразалина С.Ж., Байтасова Н.Б., Бердыханова Р.М. Основные аспекты компетентностного медицинского образования. Вестник Казахского национального медицинского университета. 2021; (2): 271–6. https://elibrary.ru/hpgelo

7. Крючкова Н.Ю., Новикова И.И., Резанова Н.В. Актуальные вопросы непрерывного медицинского образования: история, проблемы, задачи, перспективы. Профилактическая медицина. 2021; 24(3): 111–7. https://doi.org/10.17116/profmed202124031111 https://elibrary.ru/pseqkj

8. Старухина Н.Б. Особенности реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для работников здравоохранения с применением дистанционных образовательных технологий. В кн.: Природова О.Ф., ред. II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональное совершенствование работников здравоохранения — путь к здоровью нации»: Сборник материалов. М.; 2023: 13–5. https://elibrary.ru/xrhttu

9. Охват Д.Д., Богданова Т.А. Анализ результатов применения технологий дистанционного обучения для повышения квалификации медицинского персонала. В кн.: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием «Цифровая трансформация экономических систем: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2022)». СПб.; 2022: 809–11. https://doi.org/10.18720/IEP/2021.4/255 https://elibrary.ru/eslzfg

10. Иванова Н.Ю., Кошелев А.А., ред. Дистанционное образование в условиях цифровой трансформации современного вуза. Саратов: Вузовское образование; 2022. https://elibrary.ru/iuvkfk

11. Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Фомина А.В., Коновалов О.Е., Рукодайный О.В., Макарян А.С. и др. Непрерывное образование и аккредитация специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2016; (4): 127–34. https://elibrary.ru/xclcwt

12. Дербенев Д.П., Эхте К.А., Балашова Л.А. Организация обучения врачей-специалистов по вопросам организации здравоохранения в Тверском государственном медицинском университете. В кн.: Всероссийское совещание заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения: «Современные образовательные технологии в деятельности кафедр общественного здоровья и здравоохранения»: Сборник научных статей. М.; 2017: 55–8.

13. Каграманян И.Н., Тарасенко А.И., Купеева И.А., Янушевич О.О., Пашков К.А., Ефимова А.О. Исторические аспекты трансформации системы медицинского образования. Национальное здравоохранение. 2021; 2(1): 32–40. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.32-40 https://elibrary.ru/cnaaxm


Рецензия

Для цитирования:


Буслаева Г.Н., Полунин В.С., Оприщенко С.А. Опыт организации процесса непрерывного медицинского образования медицинских работников по общественному здоровью и здравоохранению. Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(1):72-77. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-1-72-77. EDN: gcanev

For citation:


Buslaeva G.N., Polunin V.S., Opryshchenko S.A. Experience in managing the process of continuing medical education of medical workers in public health and health care. Health care of the Russian Federation. 2024;68(1):72-77. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-1-72-77. EDN: gcanev

Просмотров: 397


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)