Preview

Здравоохранение Российской Федерации

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Буллинг и кибербуллинг в подростковой среде: распространённость, методы запугивания, ролевое поведение участников

https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-4-313-319

EDN: serwkm

Полный текст:

Аннотация

Введение. Буллинг широко распространён среди подростков и обычно проявляется в виде традиционного буллинга (ТБ) и кибербуллинга (КБ). Актуальность буллинга для общественного здоровья заключается в том, что он может привести к эмоциональным нарушениям, социальной дезадаптации и суицидальному поведению.

Цель исследования — изучить распространённость ТБ и КБ у современных подростков, оценить социальные роли участников и методы запугивания с позиции гендерных различий.

Материал и методы. Сбор данных проводился в 2015–2017 гг. в Красноярске в рамках Евразийского исследования психического здоровья детей и подростков (EACMHS). Сплошным методом обследовано 692 учащихся общеобразовательных школ г. Красноярска (328 мальчиков, 364 девочки) в возрасте 11–17 лет (средний возраст 14,6 ± 1,3 года). В исследовании применялся опросник, разработанный в рамках EACMHS, включающий два блока вопросов, касающихся ТБ и КБ.

Результаты. Распространённость ТБ составляет 28,7% (26,5% — мальчики; 30,8% — девочки), распространённость КБ — 25,7% (33,5% — мальчики; 18,9% — девочки). ТБ и КБ могут происходить как самостоятельно, так и в комбинации, что увеличивает распространённость буллинга в целом до 43,1% (из них только ТБ — 17,2%; только КБ — 14,3%; оба вида — 11,6%). В роли агрессоров чаще выступают мальчики. Наиболее распространёнными методами издевательства являются обзывания (17,5% — при ТБ; 15,3% — при КБ). Над девочками чаще издеваются из-за внешнего вида (19,5%), мальчики чаще подвергаются запугиваниям опасностью (14,3%) и угрозам (13,4%).

Ограничения исследования. Обследованы подростки, проживающие в одном городе. Использован один источник информации — анкетирование.

Выводы. Высокая вовлечённость подростков в буллинг (43,1%) требует разработки профилактических мер для уменьшения агрессивного поведения в подростковой среде.

Соблюдение этических стандартов. Одобрение на проведение исследования получено от Этического комитета ФГБНУ «Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины» (протокол заседания № 3 от 25.03.2015). Исследование проводилось методом анонимного анкетирования. После ответа на вопросы каждый подросток самостоятельно запечатывал свою анкету в собственный конверт. В дальнейшем экспериментатор запечатывал все конверты, полученные в классе, в один общий конверт. 

Благодарность. Автор благодарит профессора Andre Sourander за любезное предоставление опросника, а также коллег, принимавших участие в сборе материала и формировании статистической базы, — Л.В. Лаптеву, Т.О. Риппинен и Т.В. Осипову.

Финансирование. Работа выполнена в рамках Проекта ГЗ «Соматические и психологические аспекты адаптации детей и подростков Центральной Сибири в условиях широкого распространения новых компьютерных технологий, интенсификации учебного процесса и социокультурной трансформации коренных этносов» (№ ЕГИСУ 121022600087-7).

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 02.12.2021
Принята в печать 20.01.2022
Опубликована 30.08.2023

Об авторе

Надежда Борисовна Семёнова
Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»
Россия

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера, 660036, Красноярск.

e-mail: snb237@gmail.com



Список литературы

1. Капиренкова О.Н., Пискажева М.И. Буллинг в современной образовательной среде. Психология когнитивных процессов. 2020; (9): 177–84. https://elibrary.ru/usecnd

2. Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов. Мир психологии. 2019; 97(1): 165–77.

3. Olweus D. Bullying at School. What We Know and What We Can Do. Malden, MA: Blackwell Publishing; 1993.

4. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994–2014). Современная зарубежная психология. 2015; 4(1): 65–90. https://elibrary.ru/tzjdzd

5. Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russell S., Tippett N. Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils. J. Child Psychol. Psychiatry. 2008; 49(4): 376–85. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2007.01846.x

6. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М; 2001.

7. Рогатень О.Ю. Процесс виктимизации как социально-психологическое явление. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019; (1): 110–6. https://elibrary.ru/pollzx

8. Kim S., Kimber M., Boyle M.H., Georgiades K. Sex differences in the association between cyberbullying victimization and mental health, substance use, and suicidal ideation in adolescents. Can. J. Psychiatry. 2019; 64(2): 126–35. https://doi.org/10.1177/0706743718777397

9. Sampasa-Kanyinga H. Co-occurring cyberbullying and school bullying victimization and associations with mental health problems among Canadian middle and high school students. Violence Vict. 2017; 32(4): 671–87. https://doi.org/10.1891/0886-6708.VV-D-16-00031

10. Williams S.G., Langhinrichsen-Rohling J., Wornell C., Finnegan H. Adolescents transitioning to high school: sex differences in bullying victimization associated with depressive symptoms, suicide ideation, and suicide attempts. J. Sch. Nurs. 2017; 33(6): 467–79. https://doi.org/10.1177/1059840516686840

11. Mitchell K.J., Jones L.M., Turner H.A. Past year technology-involved peer harassment victimization and recent depressive symptoms and suicide ideation among a national sample of youth. J. Interpers. Violence. 2021; 36(3-4): NP1165–79NP. https://doi.org/10.1177/0886260517748413

12. Sampasa-Kanyinga H., Lalande K., Colman I. Cyberbullying victimisation and internalising and externalising problems among adolescents: the moderating role of parent-child relationship and child’s sex. Epidemiol. Psychiatr. Sci. 2018; 13(29): e8. https://doi.org/10.1017/S2045796018000653

13. Zaborskis A., Ilionsky G., Tesler R., Heinz A. The association between cyberbullying, school bullying, and suicidality among adolescents. Crisis. 2019; 40(2): 100–4. https://doi.org/10.1027/0227-5910/a000536

14. Brailovskaia J., Teismann T., Margraf J. Cyberbullying, positive mental health and suicide ideation/behavior. Psychiatry Res. 2018; 267: 240–2. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2018.05.074

15. John A., Glendenning A.C., Marchant A., Montgomery P., Stewart A., Wood S., et al. Self-harm, suicidal behaviours, and cyberbullying in children and young people: systematic review. J. Med. Internet Res. 2018; 20(4): e129. https://doi.org/10.2196/jmir.9044

16. Azevedo Da Silva M., Gonzalez J.C., Person G.L., Martins S.S. Bidirectional association between bullying perpetration and internalizing problems among youth. J. Adolesc. Health. 2020; 66(3): 315–22. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2019.09.022

17. Sourander A., Chudal R., Skokauskas N., Al-Ansari A.M., Klomek A.B., Pornnoppadol C., et al. Unmet needs of child and adolescent psychiatrists among Asian and European countries: Does the Human Development Index (HDI) count? Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2018; 27(1): 5–8. https://doi.org/10.1007/s00787-017-1095-7

18. Sourander A., Koskelainen M., Niemelä S., Rihko M., Ristkari T., Lindroos J. Changes in adolescents’ mental health and use of alcohol and tobacco: a 10-year time-trend study of Finnish adolescents. Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2012; 21(12): 665–71. https://doi.org/10.1007/s00787-012-0303-8

19. Chudal R., Tiiri E., Brunstein Klomek A., Ong S.H., Fossum S., Kaneko H., et al. Victimization by traditional bullying and cyberbullying and the combination of these among adolescents in 13 European and Asian countries. Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2021; 31(9): 1391–404. https://doi.org/10.1007/s00787-021-01779-6

20. Stephens M.M., Cook-Fasano H.T., Sibbaluca K. Childhood bullying: implications for physicians. Am. Fam. Physician. 2018; 97(3): 187–92.

21. Brochado S., Soares S., Fraga S. A scoping review on studies of cyberbullying prevalence among adolescents. Trauma Violence Abuse. 2017; 18(5): 523–31. https://doi.org/10.1177/1524838016641668

22. Islam M.I., Yunus F.M., Kabir E., Khanam R. Evaluating risk and protective factors for suicidality and self-harm in Australian adolescents with traditional bullying and cyberbullying victimizations. Am. J. Health Promot. 2021; 36(1): 73–83. https://doi.org/10.1177/08901171211034105

23. Waseem M., Nickerson A.B. Bullying. In: StatPearls. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2021.

24. Reed E., Salazar M., Behar A.I., Agah N., Silverman J.G., Minnis A.M., et al. Cyber Sexual Harassment: Prevalence and association with substance use, poor mental health, and STI history among sexually active adolescent girls. J. Adolesc. 2019; 75: 53–62. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2019.07.005

25. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2020. Доступно: https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm


Рецензия

Для цитирования:


Семёнова Н.Б. Буллинг и кибербуллинг в подростковой среде: распространённость, методы запугивания, ролевое поведение участников. Здравоохранение Российской Федерации. 2023;67(4):313-319. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-4-313-319. EDN: serwkm

For citation:


Semenova N.B. Bullying and cyberbullying in adolescent environment: prevalence, methods of intimidation, role-player behavior. Health care of the Russian Federation. 2023;67(4):313-319. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-4-313-319. EDN: serwkm

Просмотров: 57


ISSN 0044-197X (Print)
ISSN 2412-0723 (Online)