

Проектный подход в управлении процессом оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения на амбулаторном уровне
https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-3-195-202
EDN: ijoavt
Аннотация
Введение. В процесс обеспечения качества оказания медицинской помощи вовлечены многие подразделения медицинской организации. Несоответствие работы любого подразделения ожиданиям пациента может повлиять на восприятие оказанной медицинской услуги в целом. Применение проектного подхода в построении процесса оказания медицинской помощи обеспечивает её эффективность и повышает удовлетворённость пациента.
Цель: представить опыт проектного подхода для улучшения временных характеристик процесса оказания первичной медико-санитарной помощи (ПСМП) и кардиологической помощи в поликлинике.
Материал и методы. Объект: процесс ПСМП и кардиологической помощи в поликлинике; предмет: проблемы, влияющие на удовлетворённость пациента; единица наблюдения: пациент поликлиники. Методы: экспертные оценки, опрос, аналитический, картирование, статистический. Группа пациентов сформирована по критериям: ожидающий приём терапевта по плановой записи, имеет жалобы на повышение давления, периодические боли или перебои в области сердца, добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Результаты. ПСМП на уровне поликлиники, оказанной терапевтом, «скорее не удовлетворены» 30% опрошенных, оказанной кардиологом — 20% пациентов. О затраченном времени на различных этапах пациенты сообщали группе экспертов, реализующих национальные социальные инициативы. Подробно записывались все виды «временных потерь», с которыми сталкивался пациент. Картирование процесса позволило установить следующие этапы: запись к терапевту; приём терапевта и обследование; запись к кардиологу и приём; прохождение дообследования; запись к кардиологу на приём, приём и назначение лечения; контрольная явка. Экспертами были обозначены проблемы каждого этапа и сформированы предложения для повышения доступности оказания амбулаторной помощи.
Ограничения исследования. Исследование выполнено в короткий срок; субъективность оценок пациентов; малое число наблюдений при картировании процесса.
Заключение. Проектный подход позволяет выявить проблемы и причины их возникновения, определить направления улучшений, разработать и внедрить корректирующие мероприятия.
Соблюдение этических стандартов. В рамках Национальной социальной инициативы были изучены потребности людей в разных жизненных ситуациях, а также барьеры, которые перед ними возникают в Кемеровской области. Исследование не требует представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов (протокол от 10.06.2020, № 12). Опрос пациентов проведён с учётом их добровольного информированного согласия участия в исследовании.
Участие авторов:
Артамонова Г.В. — концепция и дизайн исследования, окончательное редактирование текста;
Бацина Е.А. — сбор и обработка материала, написание текста, участник реализации проекта;
Данильченко Я.В. — сбор и обработка материала, участник реализации проекта, написание текста;
Макаров С.А. — сбор и обработка материала, участник реализации проекта;
Строкольская И.Л. — сбор и обработка материала, участник реализации проекта.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 14.04.2021
Принята в печать 14.10.2021
Опубликована 06.07.2023
Об авторах
Галина Владимировна АртамоноваРоссия
Зам. директора НИИ КПССЗ по научной работе, зав. отделом оптимизации медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. 650002, Кемерово.
e-mail: artamonova@kemcardio.ru
Екатерина А. Бацина
Россия
Яна В. Данильченко
Россия
Сергей А. Макаров
Россия
Ирина Л. Строкольская
Россия
Список литературы
1. Латуха О.А. Совершенствование системы внутреннего контроля качества работы медицинской организации на основе проектного управления. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017; 7(5): 225–40. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1705.15 https://elibrary.ru/zqxrwv
2. Злодеева Е.Б. Проектный менеджмент в здравоохранении: предпосылки реализации и перспективы развития. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2020; (9): 54–9. https://elibrary.ru/ebsjkm
3. Javed S.A., Liu S. Evaluation of outpatient satisfaction and service quality of Pakistani healthcare projects: Application of a novel synthetic. Grey Syst. Theory Appl. 2018; 8(4): 462–80. https://doi.org/10.1108/GS-04-2018-0018
4. Javed S.A., Syed A.M., Javed S. Perceived organizational performance and trust in project manager and top management in project-based organizations: Comparative analysis using statistical and grey systems methods. Grey Syst. Theory Appl. 2018; 8(3): 230–45. https://doi.org/10.1108/GS-01-2018-0009
5. Edwards C., Staniszewska S. Accessing the user’s perspective. Health Soc. Care Community. 2000; 8(6): 417–24. https://doi.org/10.1046/j.1365-2524.2000.00267.x
6. Еремеев А.Е., Ратманов М.А. Опыт создания новой интегрированной модели оказания первичной медико-санитарной помощи на примере Самарской области. Вестник Росздравнадзора. 2020; (1): 10–8. https://doi.org/10.35576/2070-7940-2020-1-10-18 https://elibrary.ru/whrjzm
7. Журавлева Л.В., Кораблева О.В., Буранкова М.А. Повышение доступности и качества услуг здравоохранения в зарубежных странах. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015; 11(5): 33–44. https://elibrary.ru/tgrtyj
8. Орел В.И., Носырева О.М., Воробцова И.Н., Гуламова О.Л., Копытов Г.А., Латышев Г.В., и др. Проектный подход как образовательная технология: создание службы регистрации и информационного сопровождения пациентов с подозрениями установленным диагнозом «злокачественное новообразование». Медицина и организация здравоохранения. 2018; (3): 4–11. https://elibrary.ru/gyyxxo
Рецензия
Для цитирования:
Артамонова Г.В., Бацина Е.А., Данильченко Я.В., Макаров С.А., Строкольская И.Л. Проектный подход в управлении процессом оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения на амбулаторном уровне. Здравоохранение Российской Федерации. 2023;67(3):195-202. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-3-195-202. EDN: ijoavt
For citation:
Artamonova G.V., Batsina E.A., Danilchenko Y.V., Makarov S.A., Strokolskaya I.L. Project approach to the control the process of the provision of the health care to cases with cardiovascular diseases at the outpatient level. Health care of the Russian Federation. 2023;67(3):195-202. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-3-195-202. EDN: ijoavt